Градостроительство

ПАМЯТЬ. Е.Г.НИКУЛИНА (1956-2009)

15 ноября 2009 года умерла Елена Никулина, возглавившая в 2002 году специально созданную руководством «Моспроекта-2» имени М.В.Посохина мастерскую Историко-градостроительных исследований №20.
Елена много рассказывала о начале своей работы в «Моспроекте-2». Придя в мастер-скую №13 в 1984 году, она застала таких замечательных специалистов в области реставрации и истории архитектуры, как В.Я.Либсон, М.И.Домшлак, Г.И.Мехова, К.М.Губельман. Они не только помогли ей сформироваться как профессионалу, но и научили быть необыкновенно щедрой по отношению к коллегам и ученикам. Отдавая должное своим учителям, Елена планировала восстановить историю многогранной деятельности по формированию в 1960-х-1980-х годах заповедных территорий и зон охраны памятников архитектуры Москвы, основываясь на документах, научных статьях, публикациях того времени и воспоминаниях.
В 1990-е годы под руководством Ю.П. Волчка Елена стала работать над кандидатской диссертацией, основной задачей которой было определение сущности преобразований, происходивших в городской ткани московских кварталов как частных случаев общего процесса эволюции объемно-пространственной структуры города, и выявление влияний этих преобразований на дальнейшее его развитие. Особый интерес для Елены представляло изучение особенностей эволюционных процессов в городской ткани 1920-х – 1930-х годов с точки зрения сохранения «традиционного подхода» и появления новых тенденций, представленных в постройках отдельных мастеров советской архитектуры (К.С.Мельникова, И.И.Леонидова, Весниных, М.О.Барща, И.В.Жолтовского и т.д.).
Следствием этих размышлений стало участие в подготовке выставок, посвященных
К.С.Мельникову и И.И.Леонидову в Москве и Милане.
Представленная в журнале статья, материалы которой были переданы мастерской № 20 «Моспроекта-2» имени М.В.Посохина, написана Е.Г.Никулиной для итальянского изда-ния, приуроченного к выставке, прошедшей в Милане в 2007 году — «Творческое насле-дие архитектора И.И.Леонидова «Москва – возможный город». В этой работе на основе анализа конкурсных проектов Наркомтяжпрома Мельникова и Леонидова 1934 года заключены размышления автора о преемственном развитии городской ткани и новаторском подходе к архитектурному формотворчеству. Нам казалось своевременном публикация данного текста на русском языке.
У Елены было очень много планов: развитие тематики мастерской, организация выставок, издание книг, завершение диссертации, обобщение опыта преподавания в архитектурном институте… Все это оборвалось внезапно. Нам хочется надеяться, что ее творческое наследие будет востребовано, а ее дело найдет продолжателей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о