Архитектура

КАТАЛИЗАТОР «ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА». ПЕРЕДОВАЯ ШКОЛА В ПАРКЕ ВИЛЛ

Феномен «Идеального города» стар как мир. Орнаменты совершенных градостроительных моделей возникали, кажется, во все градостроительные эпохи и общественно-экономические формации. Сегодня красивая идея продолжает своё развитие в российской интерпретации, правда, утратив философскую и даже функциональную полноту, но сохранив мифопоэтическую привлекательность. В конце XX – начале XXI веков Подмосковье стремительно заполнили «идеальные» экологические поселения, лишённые производственных и общественных зон. Собственно говоря, они представляли собой не города и даже не деревни, а «идеальные» рекреационно-жилые территории, лишенные минимальных учреждений общественного обслуживания. Творческий самообман архитекторов или рекламный трюк заказчиков? На самом деле никто никого не обманывал, просто каждый подразумевал свое значение слова «идеальный». При этом в реальности отгороженные от насущных объектов все возрастающими дорожными пробками, всесезонные дома теряли свою привлекательность, оставаясь весьма благоустроенными, однако нерационально затратными летними дачами. Впрочем, несколько лет назад ситуация начала изменяться. Идеальный:
1 – воображаемый (философское);
2 – возвышенный, неземной (устаревшее);
3 – очень хороший, превосходный.


Архитектор Михаил Белов в интерьере школы.

Журнал «АВ» когда-то рассказывал в своём обзоре об «Идеальном конкурсе на «Идеальный город» вблизи деревни Жуковка, между Ильинским и Рублёво-Успенским шоссе, в живописной петле Москвы-реки (см. №3(78)/2004). После подведения итогов соревнования прошло почти семь лет, и теперь можно сравнить безупречные градостроительные схемы конкурсантов с реализацией (довольно отчётливо видимой на аэрофотосъемке).
Организаторы конкурса – компания «ПИК-холдинг» и банк «Абсолют» — надеялись осуществить смешанный итоговый вариант. Он должен был вобрать в себя проекты двух победителей – планировку А.Хомякова и знаковые объекты И.Уткина (ротонду Храма Дружбы и дома-экраны вдоль пересекающей поселок магистрали).
Нынешняя планировка рассматриваемой территории всё-таки ближе к графичному варианту И.Уткина. На этом сходства заканчиваются: наиболее концептуальные элементы двух градостроительных проектов – каналы, которые должны были проникать в «Идеальный Город» из Москвы-реки, вовсе не реализованы, не говоря уже об уткинских зданиях-концептах.


Вид на главный фасад от «пропилей».

Ещё для дальнейшего проектирования застройки предполагалось разделить 126 га посёлка между пятью участниками конкурса (среди них И.Лежава, В.Плоткин, М.Хазанов), приобщив к ним других известных коллег, в том числе из Западной Европы. Сегодня на территории «Идеального города» существует, по крайней мере, три самостоятельных поселения. Первое, восточное – клубный поселок «Жуковка ХХI» площадью около 50 га с 51 уже застроенным участком от 0,5 до 2 га. Второе, центральное – элитный поселок Жуковка «Парк Вилл» площадью 40 га с «инфраструктурным центром» и школой – только застраивается. Поиски третьего, призрачного западного поселения предоставим любознательному читателю, остановив наше внимание на «Парке Вилл».
Часть жилых зданий от 774 до 995 м2 на земельных наделах до 56 соток готовятся к продаже, хотя в начале августа без чистовой отделки они ещё не имели товарного вида. Остальные 2/3 участков предназначены к самостоятельной застройке будущими владельцами и пока безнадёжно (?) пустуют.
Теперь – о теме статьи, которая в этом месте делает неожиданный реверанс в сторону пока не упомянутого фигуранта «Идеального конкурса». Дело в том, что, несмотря на затянувшийся кризис, в августе 2010-го стремительными темпами шли отделочные работы на общественных объектах посёлка «Парк Вилл», а именно – на здании школы, а также соседствующем с ней административно-общественном центре. И это – уже повод для отдельной публикации.


Проектная модель школьно-административного комплекса.

«Идеальная школа» Михаила Белова
Учебный и административный комплексы располагаются на въезде в посёлок, вполне обоснованно заняв место напротив давно существующего крытого теннисного центра. Автор нынешнего проекта – известный московский архитектор, профессор МАрхИ Михаил Белов. В вышеупомянутом конкурсе 2003 года он выступал в качестве главного эксперта со стороны заказчика, и теперь кому как не ему держать руку на пульсе притихшего, раздробленного проекта, потерявшего то ли своего градостроителя, то ли стимул для дальнейшего созревания.
Можно ли локальными средствами положительно воздействовать на состояние всего градостроительного организма, стимулировать его оздоровление? Об этой сверхзадаче мы поговорим позже, а вначале ознакомимся с упомянутым общественным фрагментом застройки, которого тоже коснулся процесс дифференциации – уже во время строительства школа была решительно отгорожена от администрации.


Колоннада архитектурного театра (переход в спортивный блок).

Преодолевая сложные последствия территориально-юридического переподчинения элементов единого комплекса, автор всё же осуществил свой общий первоначальный замысел. Сохранена идея «пропилей» между школьным и административным зданиями – они предваряют аллею, уходящую в глубину поселка. Именно к этому променаду (завершением которого должна была стать «пирамида имени Н.А.Львова») обращены высотные акценты школьного корпуса – башня со сверкающим шпилем и обсерватория. Сюда же выходят и два парадных курдонера школы, эффектно проникающих в её атриумные пространства.
Эти атриумы становятся интерьерным открытием после знакомства с внешним оформлением построек комплекса: третьим высотным акцентом комплекса – метафорической ростральной колонной (трубой местной котельной над административно-хозяйственным корпусом); ритмическим рядом полукруглых белых пилястр, объединяющих лицевые фасады двух административных корпусов, и, наконец, портиками-ризалитами собственно школьного здания.
Здание школы представляет собой осевое соединение двух одинаковых по размерам блоков: П-образного входного (учебного) и прямоугольного спортивного (в котором тоже располагается ряд кабинетов). Стержень школы – это сквозной многосветный атриум-коридор, он же главный внутренний аттракцион объекта. Впрочем, лучше назвать его грандиозным архитектурным классом, ибо в нем, по замыслу автора, размещается пульсирующая система композитного ордера – от рустованного тосканского (в нижнем этаже здания) до упрощенного конструктивистского (на верхней галерее). Конечно, это современная трактовка римского канона, позволяющая себе альянс с конструктивизмом, отчетливые упрощения знакомых форм, излюбленные автором нарочито рустованные колонны и другие проявления острого архитектурного гротеска. Атриум учебного блока имеет вид многоуровневой рекреации-галереи, связанной непосредственно с учебными помещениями и открытой световым фронтом сквозь свободно стоящую трехэтажную аркаду римского масштаба в зеленый дворик.


Солнечная пиктограмма вестибюля.

Что касается перехода в спортивный блок — это настоящий архитектурный театр, размещённый в коммуникационном, сквозном пространстве. Благодаря своей многослойности, переход ассоциируется с театральными кулисами, которые заполнены рядами архитектурных декораций. Вот полное строение этого кулисного пространства, вместилища особого кулуарного мира:
— с восточной стороны (ещё на улице, в курдонере) параллельно фасаду поднимаются исполненные неторопливости пологие пандусы;
— далее остекленный фасад предваряется колоннадой из шести восьмиметровых дорических колонн, поднятых на гранитные пьедесталы и поддерживающих вынесенный профилированный антаблемент;
— за стеклянным фасадом следует узкий и длинный мост-переход, снабженный с обеих сторон высокими ограждениями, оформленными диагоналями «запечатанных конвертов»;
— переход (или своеобразный балкон) открывается в двухсветное пространство весьма широкого и плоского атриума, за которым тут же следует крупная клетка несущих железобетонных конструкций;
— сквозь белые бетонные рамы просматривается решетка остекленных витражей;
— витражи снова сменяются колоннадой, дублирующей оформление противоположного курдонера, однако здесь от ряда колонн к несуществующей сцене спускаются крупные гранитные ступени амфитеатра, снабжённого двумя широкими лестницами.


Верхний ярус «театрализованного» перехода в спортивный блок.

Несмотря на такую «архитектурную специализацию», здание школы, предназначенной для обучения 312 детей младшего, среднего и старшего возраста, функционально наполнено на 100% (если не более того). Оно включает все предусмотренные нормативами классы, кабинеты, кружковые и лаборатории вместимостью на 24 и 12 учеников.
В первом этаже учебного блока располагается школьная столовая с загрузочной и кладовыми продуктов в цокольном этаже (там же предусмотрены технические и вспомогательные помещения). В спортивном зале размером 20х36 метров свободно размещаются (одна в другой) волейбольная и баскетбольная площадки, а 25-метровый бассейн на три дорожки вполне обеспечивает возможность проведения индивидуальных занятий по плаванию. Зрительный зал, располагающийся в том же блоке, позволит проводить общешкольные административные и зрелищные мероприятия.
Школа сама по себе есть модель «Идеального города». В многофункциональной среде школьного здания дети не просто учатся, они учатся жить в обществе – совместно работать, отдыхать, питаться, заниматься спортом, решать бытовые вопросы, творить. В каком-то смысле это и есть «идеальная жизнь» — воспитание на общественных идеалах. И очевидно такая жизнь имеет право на идеальное окружение – совершенные формы и пространства.
В лучших традициях универсальных мастеров архитектуры М.Белов собственноручно проработал в рамках единой концепции экстерьеры, интерьеры и даже мебель учебного комплекса, снабдив рекреационные скамьи и тумбы диагональными элементами, перекликающимися с металлическими лестничными ограждениями.Задуманное удалось реализовать во многом благодаря проектной поддержке и строительному мастерству компании «УНИКРАФТ» (генеральный директор Светозар Минич). Интересное наблюдение:
конструкции и цветовое решение строительных лесов во время выполнения отделочных работ тоже выглядели продолжением общей архитектурно-художественной темы. Оптимизм архитектора определённо передался его архитектуре, перебирая вариантные проработки ордерных решений, распространяясь цветовым разнообразием в самые удалённые интерьеры, дополняясь графическими знаками, пиктограммами, изобретенными специально для этого здания. Логотипы-символы останавливают взгляд, прорезаясь циферблатом часов в стенах угловой башни (той самой, с блистающим золотым шпилем) и на полу входного вестибюля (здесь надо остановиться и неторопливо пройтись по кругу).Эти графические построения неожиданно и снова напоминают схемы неосуществлённых
«Идеальных городов», по-прежнему вдохновляющих градостроителей и архитекторов. Вот и Михаил Белов построил «Идеальную школу» – а насколько она идеальна во всех смыслах – покажет время…


Рекреация учебного блока исполнена архитектурной мудрости.

Подмосковные посёлки обретают новый стимул для развития, прирастая объектами социально-общественной инфраструктуры. Уже в предкризисные годы под Москвой начали проектироваться обеспеченные учреждениями обслуживания элитные посёлки, где предусматриваются: супермаркет, спортивный комплекс, салон красоты, медицинский центр, школа, детский сад, аптека, химчистка и ресторан. Если добавить сюда места приложения труда, скажем, бизнес-центры, которые тоже начали множиться за пределами МКАД, структура подмосковных поселений когда-то действительно станет похожей на «идеальную».
Несмотря на то, что общественные объекты увеличивают на 200-300 $/м2 стоимость продаваемого жилья (и на 30-40% эксплуатационные затраты домовладельцев) – их появление повышает общую привлекательность места, наполняет его смыслом полноценной жизни (как учили в школе), а не ухода от действительности.
Утверждается, что возведение самостоятельной инфраструктуры экономически оправдано в поселках от 150 домов. В своё время такой плотности от конкурсного «Идеального города» добился лишь В.Плоткин, но и теперь три обособленных поселения в сумме наберут на этой территории необходимое число жителей. Тем более что «Идеальная школа» не только стимулирует приобретение пока пустующих участков «Парка Вилл», но наверняка привлечёт дополнительное внимание обитателей соседних поселков. Так же как другие элитные частные школы Рублево-Успенского шоссе: «Жуковка», «Виктория», «Интерколледж», «ЭМ-СИ Колледж» и знаменитая Барвихинская муниципальная школа, отметившая 100-летний юбилей.
У «Идеального города» есть надежда на реальное будущее, и она тесно связана с «Идеальной школой».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о