Без рубрики

Лицензирование архитектурной деятельности в США

Тема лицензирования для российской архитектуры сравнительно нова. До совсем недавнего, по историческим меркам, времени вузовский диплом в нашей стране вручался исключительно в «пакете» с квалификацией архитектора и подразумевал автоматическое право на профессиональную практику. Пришедшая к нам, в её нынешнем виде, с Запада идея лицензирования породила много вопросов, на которые подчас нет однозначных ответов. Должен ли, например, вуз по-прежнему присваивать квалификацию «архитектор»? А если да, то почему человек, вполне официально названный архитектором, должен ещё и подтверждать право быть им? Означает ли лицензирование, что высшая школа хронически недоучивает своих выпускников, и лицензирование устанавливает дополнительный контроль или что «архитектор» и «проектировщик» — изначально очень разные понятия? Появление бакалавров и магистров не только не упростило, но ещё более запутало ситуацию. Если бакалавр — проектировщик, то кто такой «специалист-архитектор»? Если магистр не проектировщик, а человек науки и высшего образования, то кто такой кандидат архитектуры?
Эти и подобные им вопросы стали фоном диалога, состоявшегося между двумя архитектурными педагогами. Первый, инициировавший этот разговор, — Александр Владимирович Степанов, — вице-президент РААСН, президент Международной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО), профессор Московского архитектурного института.

Второй – доктор архитектуры, профессор Вологодского государственного технического университета Константин Васильевич Кияненко, недавно возвратился из США, где проводил исследование архитектурного образования по проекту, финансируемому программой Фулбрайта.

Редакция предлагает этот материал с надеждой, что он поможет не только узнать об архитектурном лицензировании в США, но и усовершенствовать отечественные подходы в данной сфере.
В настоящее время вследствие известных событий, связанных с упразднением с 1 января 2007 г. института лицензирования, аттестационные функции возлагаются на Центральную, региональные и межрегиональные квалификационные комиссии, которые должны быть сформированы при местных организациях Союзов архитекторов и Правлении СА РФ при условии обретения ими статуса саморегулируемых организаций. 23 октября 2006 г. на V пленуме Правления СА России было принято Положение о Квалификационной комиссии СА РФ и порядке аттестации архитекторов.

Александр Степанов: В чём состоят основные отличия лицензирования архитектурной практики в США и России?
Константин Кияненко: Самое существенное, видимо, кроется в том, что вопросы, подобные тем, что приведены во вступлении, здесь не возникают из-за большей продуманности всей системы профессиональной деятельности, ясной «встроенности» лицензирования в общую систему образования и архитектурной работы. Американская высшая архитектурная школа всегда присуждала своим выпускникам академические степени, а не профессиональную квалификацию, то есть создавала, в первую очередь, знаниевый фундамент для будущей практики, за которым, уже после окончания вуза, следует этап интернатуры как практического ученичества. Лицензирование становится естественным подведением итогов этого этапа и допуском к самостоятельной архитектурной деятельности. Отсюда берут начало и многие особенности американского лицензирования по сравнению с российским.

А.С.: В чём разница в правах лицензированного и нелицензированного архитектора в США?
К.К.: Уже в том, что само, естественное для российской ситуации, словосочетание «нелицензированный архитектор» в США звучит нонсенсом. По закону выпускник вуза, не имеющий лицензии или регистрации (эти понятия — синонимы), не является архитектором, не имеет права представляться архитектором, упоминать о себе как об архитекторе в визитной карточке, на квартирной табличке и т.п. Его так и именуют – выпускник или интерн, или индивид. В общем, как угодно, но ни в одном документе не встретить по отношению к нему употребления понятия «архитектор». Другое важнейшее отличие в том, что нелицензированный выпускник вуза не имеет права предоставлять архитектурные услуги и, тем более, руководить проектным бизнесом (справедливость требует признать, что и то, и другое в жизни происходит, но лишь вопреки закону и с риском для его нарушителей). В одном официальном документе по теме лицензирования специально подчёркивается: «Все штаты, Округ Колумбия и четыре заморские территории США (остров Гуам, Северные острова Марианна, Пуэрто-Рико и Виргинские острова) требуют, чтобы индивид был лицензирован (зарегистрирован), прежде чем ему будет разрешено называть себя архитектором или вступать в договорные отношения для предоставления архитектурных услуг».

А.С.: А кто регулирует архитектурную практику и лицензирует архитектурную деятельность в США? Какие уровни лицензирования есть в США?
К.К.: Примечательно, по сравнению с российской ситуацией, что в Соединённых Штатах федеральная власть не имеет к этому почти никакого отношения. Регулированием архитектурной политики и практики здесь занимаются пять неправительственных организаций. Среди них: Национальный совет комиссий штатов по архитектурной регистрации (NCARB); Американский институт (союз) архитекторов (AIA); Ассоциация высших школ архитектуры (ACSA); Национальная комиссия по архитектурной аккредитации (NAAB) и Американский институт (союз) студентов архитектуры (AIAS). Хочу подчеркнуть, что и ключевая фигура в этом списке – совет комиссий по регистрации – является неправительственным органом, а федерацией всех комиссий штатов, которые, собственно и лицензируют, и направляют практику архитекторов. Только комиссии отдельных штатов, и никто иной, могут выдавать лицензии на профессиональную практику в пределах своей территории. Национальный же совет координирует деятельность комиссий по выработке политики в сфере лицензирования.

А.С.: Означает ли это, что архитектор, имеющий лицензию одного штата, не может работать в другом?
К.К.: Да, именно так. И для того, чтобы ослабить возникающие барьеры, существует процедура так называемой «сертификации». Её проводит всё тот же Национальный совет комиссий штатов по архитектурной регистрации как подтверждение высокого уровня уже лицензированных архитекторов с тем, чтобы облегчить получение ими лицензий в других штатах, помимо собственного, где они изначально зарегистрированы. Таким образом, сертификация призвана облегчить мобильность архитекторов в условиях, когда все 55 штатов и территорий США имеют несколько отличные друг от друга требования к лицензированию. Архитектор, имеющий лицензию какого-либо штата и Национальный сертификат, не имеет права практиковать в другом штате без получения лицензии этого штата, но наличие Сертификата существенно облегчает эту процедуру. Поскольку требования для получения Национального сертификата очень строги, то его держателей обычно регистрируют в других штатах без дополнительной процедуры демонстрации ими своей квалификации. К слову, NCARB выдаёт и ещё один примечательный сертификат – удостоверение «архитектора широкого профиля» (BEA). Этот документ адресован тем практикам (инженерам, строителям, конструкторам, землемерам, технологам и т.п.), которые не имеют необходимого или вообще никакого академического образования, но смогли приобрести опыт проектной работы длительностью от шести до десяти лет.

А.С.: Что представляют собой лицензионные комиссии, каков их состав? Кто их формирует и на какой срок?
К.К.: Обычное их название – Комиссии штата по архитектуре (SBA); назначаются они в составе пяти общественных и профессиональных членов лично губернатором штата из числа лицензированных архитекторов, имеющих не менее, чем семилетний опыт практической работы. Комиссия выпускает правила и положения, касающиеся архитектурной регистрации, надзирает над архитектурной практикой и привлекает к ответственности тех архитекторов, чья деятельность не отвечает стандартам профессионального поведения, установленным ею. Члены комиссии служат пять лет, но каждый год сменяется не более, чем один из них.

А.С.: Каковы требования к кандидату на лицензирование? Сколько лет практики надо предварительно наработать и надо ли представлять проекты или фото с построек?
К.К.: Сам процесс лицензирования представляет собой трудоёмкий, длительный и сложный экзамен, о котором предлагаю поговорить отдельно. А вот для того, чтобы быть допущенным к экзамену, претендент, действительно, должен удовлетворять определённым формальным требованиям. Их два. Во-первых, он обязан иметь соответствующее образование, то есть так называемую «профессиональную» степень бакалавра (длительностью обучения не менее пяти лет) или магистра архитектуры (со сроком подготовки от шести до девяти лет). К тому же, большинство штатов требует, чтобы эти степени были присуждены программами, аккредитованными NAAB (смотри выше). То есть и объём, и качество базового архитектурного образования строго обусловлены. Во-вторых, соискатель регистрации должен приобрести после окончания вуза также регламентируемый по объёму и качеству профессиональный проектный опыт. Многие штаты используют требования к этому опыту, разработанные NCARB в виде так называемой Программы развития интерна (IDP), или интернатуры. Согласно программе для допуска к лицензионному экзамену претендент должен документально подтвердить 5600 часов (или 700 условных единиц – по 8 рабочих часов в каждой, что примерно эквивалентно 2-3 годам полной занятости) так называемой «правильной деятельности» в архитектурной сфере. То есть отработать эти часы в солидной проектной фирме под руководством признанного практика с соответствующим опытом и регалиями. При этом, интерн также документально и детально свидетельствует о приобретении разнообразного опыта во всех основных сферах архитектурной работы (Таблица 1).
О предоставлении на лицензионный экзамен проектов или фото построек ссылок я не встречал. Могу лишь предположить, что в американской системе требовать от архитектора-интерна самостоятельно выполненный проект — то же, что от интерна-медика самостоятельно выполненной операции. Ведь и тот, и другой до получения лицензии не имеют права на собственную профессиональную практику, а проходят в интернатуре этап практического ученичества. Но это лишь мои догадки.

А.С.: Каково содержание процедуры лицензирования?
К.К.: Как уже отмечалось, по форме лицензирование представляет собой сдачу экзамена на архитектурную регистрацию (ARE), а по содержанию – это сложный и ответственный этап послевузовского обучения и самообучения по самому широкому кругу практических проектных вопросов, которые в вузе лишь затрагиваются, а иногда и вообще не рассматриваются. Объём подготовки к экзамену таков, что до недавнего времени на полную сдачу всех его разделов отводился один год! А с 01 января 2006 года вступило в действие правило, согласно которому этот срок увеличен до пяти лет. Но даже такого масштаба испытание не способно, по общему признанию, проверить подготовленность претендента во всех аспектах, и потому оно сосредоточено на тех архитектурных услугах, которые в наибольшей степени затрагивают общественное здоровье, безопасность и благосостояние. Экзамен не только устанавливает теоретическую грамотность и практические навыки соискателя, но и его способность быть дирижёром большой команды специалистов, работать с клиентом и общественностью.
Лицензионный экзамен состоит из девяти частей Из них шесть – письменные тесты, в которых необходимо выбрать правильные ответы из некоего предлагаемого множества вариантов на темы: «Предпроектная стадия», «Общие конструкции», «Горизонтальные нагрузки», «Механические и электрические системы», «Строительное проектирование»/ «Материалы и методы», «Строительная документация и услуги». Кроме того, выполняются три графических задания по темам: «Планировка участка», «Проектирование здания» и «Строительные технологии», — они разбиты на 11 проектных упражнений. В ходе экзамена проверяется знание восьми важнейших строительных, механических, водопроводных, электрических, пожарных СНиПов США и Канады, стандартов безопасной и доступной среды. Объём и содержание заданий, время, отводимое на подготовку и ответы, всё регламентируется с точностью, напоминающей школьную брошюрку Брадиса (таблица 2).
Многие штаты в дополнение к единой национальной программе проводят экзамен на знание местных норм, законов, особенностей проектной и строительной практики, например, в условиях сейсмики (Калифорния), тропического (Флорида) или сурового (Аляска) климата и т.п. Экзамен не только до мелочей «расписан», но и методически обеспечен. Органы лицензирования, союз архитекторов, NCARB издают, рекламируют и распространяют всю необходимую для подготовки кандидатов справочную, нормативную, обучающую литературу.

А.С.: Платная ли это процедура, и если да, то сколько стоит лицензирование? Когда можно выходить на повторный экзамен, если не сдаёшь сразу?
К.К.: Почти все процедуры оплачиваются соискателями, но тарифы весьма посильны любому претенденту. Судите сами, сдача каждой из шести теоретических тем экзамена обойдётся в 102 доллара, а каждой из трёх частей проектного – в 153 доллара, что в сумме составляет чуть более тысячи долларов за пятилетний теперь срок получения лицензии. Дополнительный экзамен штата и того дешевле: от 20 долларов на Аляске и до 345 долларов в штате Нью-Йорк, а в некоторых штатах он вообще бесплатен. За упомянутый выше Национальный сертификат придётся заплатить 435 долларов, а за удостоверение «архитектора широкого профиля» — 1750 «безусловных единиц». В общем, нет ощущения, что администрации штатов стремятся во что бы то ни стало заработать на процедуре лицензирования. Повторная сдача экзамена, в случае неудачи, возможна через шесть месяцев.

А.С.: Как часто надо проходить лицензирование?
К.К.: Процедуру лицензирования (регистрации) проходят один раз за всю профессиональную карьеру. А затем, раз в год или в два (по-разному в отдельных штатах) лицензированный архитектор должен возобновлять свою лицензию. До недавнего времени это была лишь оплата денежного сбора (например, в штате Миссисипи – оплата 400 долларов один раз в два года). В последние годы, всё чаще, помимо этого, архитектор должен предъявлять данные о прохождении Программы непрерывного обучения в установленном объёме учебных часов (от 10 до 20). Эта программа, организуемая и поддерживаемая NCARB, представляет особый интерес и, на мой взгляд, заслуживала бы отдельного разговора. Сегодня двадцать две территории США требуют от архитектора непрерывного образования как обязательное условие возобновления лицензии и ещё большее количество штатов собираются ввести это требование в ближайшее время. В непрерывное обучение засчитывается посещение семинаров, мастер классов, формальных университетских занятий, участие в работе научных и практических конференций, курсы самообразования и другие специально и тщательно регистрируемые NCARB формы учёбы. В подтверждение перерегистрации выдаётся сертификат возобновления лицензии. Национальная сертификация должна возобновляться ежегодно путём оплаты взноса (сегодня – 150 долларов) и представлением отчёта о профессиональной деятельности за отчётный год, а также – возобновлением регистрации в своём штате.
Главный, по моему мнению, вывод из знакомства с американским опытом, состоит в том, что лицензирование должно быть тесно связано с системами основного и непрерывного архитектурного образования, аккредитации высших архитектурных школ, общей логикой организации архитектурной профессии.
Очевидно, что также системно необходимо развивать архитектурное лицензирование и в России.

Постскриптум А.С.
Что полезного для нас из сказанного можно учесть при организации системы архитектурного лицензирования?
Очень важно, что этой процедурой занимаются профессионально-общественные организации, которым государство доверило это дело. Получится ли это у нас? Вопрос. Ибо, как известно по прошлому, власть не очень охотно передоверяет некоторые престижные функции. И аргумент, что так это организовано не только в США, но и в Германии (Архитектурная палата) и в Англии (РИБА) — пример весомый, но не для всех.
Если бы удалось выстроить лицензирование в качество связки между архитектурным образованием и практикой, то это помогло бы решить многие проблемы нынешнего времени.
Дело в том, что проглядывается тенденция встроить наше образование в Болонский процесс в самой жесткой форме. К примеру, одно из положений Болонской декларации гласит, что бакалавр (со сроком обучения не менее 3-х лет) может выступать на рынке труда как полноценный специалист. Это очень нравится студенческому союзу Европы и работодателям (снижение стоимости проектирования и т.п.), но не нравится архитекторам-практикам.
Архитектурная палата Германии сумела найти выход из этой ситуации, поскольку они обладают такими полномочиями. А кто это может сделать у нас? Союз архитекторов при преобразовании его в саморегулирующуюся организацию?
Поучительны последствия описанной американской системы лицензирования, которая предусматривает ежегодное подтверждение получения пожизненной лицензии, что приводит, по сути, к реализации принципа непрерывного образования. Как известно, в «Хартии ЮНЕСКО по архитектурному образованию» сроки обучения обозначены очень просто и четко – вся жизнь.
Когда-то у нас для всех специалистов независимо от места работы была установлена 5-летняя периодичность повышения квалификации или переподготовки, ныне этого уже нет (частично она сохранилась в образовании). При получении диплома об окончании вуза молодой архитектор получал и получает вместе с дипломом право работать в этой отрасли, но не гарантию занимать определенную позицию. Раньше в течение первых 3-х лет работы к молодому выпускнику прикрепляли наставника, и он не мог быть уволен.
Очень важную роль в карьере молодого архитектора, в чем-то схожую с описанной системой лицензирования, имел факт вступления в Союз архитекторов. Процедура приема была четко прописана (постройки, творческие работы, устный доклад и т.п.).
Ознакомиться с описанной К.В.Кияненко американской системой лицензировния будет полезно всем и особенно администрации. Ибо самой большой ошибкой будет передать формирование системы архитектурного лицензирования в руки чиновников.
Чтобы избежать этого по примеру продвинутых в этом отношении стран, надо, чтобы профессионально-общественные органиации, например, Союз Архитекторов РФ и его региональные отделения получили, как говорил профессор Преображенский, окончательные и «фактические полномочия» в этом деле.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о