Транспорт

Ж/д мегапроекты — расстановка приоритетов

Отправной точкой статьи С.Ануреева «Ускоряемся по ж/д на Черное море: за 8 часов до Ростова-на-Дону через Луганск» является поручение Президента РФ Правительству РФ разработать мероприятия по сокращению времени следования поездов на Чёрное море до 16 часов. Речь идет о том, чтобы существующий график «Ласточек» Москва — Воронеж и Ростов — Новороссийск (6,5 и 5 часов соответственно) сделать модельным для всех поездов вместо нынешних 8-10 часов на этих участках.

Конкретно: предлагается построить спрямления на участках Павелец — Липецк, у воронежских Лисок, ростовских Каменская — Шахты — суммарно 200 км. Крюки и извилистость на этих участках ограничивают скорость до 45 км/ч. Путь сократится на 100 км и время на 2 часа, до целевых 16 часов.

За базовое принимается Павелецкое направление, которое почти прямое и короче Тульского или Рязанского.

По словам С.Ануреева, можно приоритетно построить часть ВСМ Юг на самых кривых участках под «Ласточки» на 160 км/ч: Тула — Липецк и Миллерово — Ростов (по 200 км). Однако под ВСМ в России пока нет своих поездов (контракт к 2028 году), а строительство очень дорого в районах большого перепада высот (вся Тульская область, отчасти Шахты).

Президент РФ предложил интегрировать новые регионы в ВСМ, и для этого можно рассматривать ВСМ или ускоренные «Ласточки» по направлению Воронежская Россошь — Луганск — Ростов (350 км). Это еще и самый прямой путь, короче на 100 км имеющегося пути по Ростовской области вдоль автотрассы М-4.

Как замечает автор, Краснодарский край и Крым посещают больше людей, чем Санкт-Петербург, а число поездов через Воронеж и Ростов-на-Дону больше, чем из Москвы в Питер. ВСМ в Питер сократит время в пути на полтора часа, а строительство примерно половины ВСМ до Ростова-на-Дону даст сокращение времени в пути на 8 часов.

Строительство 1 километра железных дорог с мостами оценивается в 0,65 млрд руб., два первоочередных участка ВСМ на юг сопоставимы с годовым строительством автодорог Москвы и М-12, откуда предлагается на год-два переориентировать деньги и строителей.

С.Ануреев доказывает, чти массовые «Ласточки» перспективнее единичных дорогих ВСМ. Именно графики «Ласточек» являются прообразом ускорения до 16 часов на Чёрное море.

У ВСМ есть несколько недостатков, и главный из них — дороговизна строительства: заявленные 1,7 трлн руб. только до Питера в 3 раза больше всего ежегодного строительства РЖД. Билеты на ВСМ обещают почти вдвое дороже. В России пока нет производства поездов под высокоскоростное движение, есть лишь эскизы и договор поставки первых поездов в 2028 г. Наконец, есть также недостаток в виде резкого шума, ограничивающего скорость ВСМ в городах и пригородах. Так, в Москве и пригородах трассировка ВСМ идет вдоль существующих железных дорог и повторяет график немного ускоренных «Ласточек» (160 км/ч, а не 400 км/ч). Многие областные города проектируемая ВСМ обходит на приличном расстоянии от центра — от 10 до 15 км.

С.Ануреев трактует модель реализованных в Московском регионе МЦД как альтернативу ВСМ. Дополнительные пути позволили разделить пригородные поезда и поезда дальнего следования, сократить интервалы между первыми и повысить скорость вторых.

Можно ли скрестить преимущества ВСМ и ускоренных «Ласточек»? — задается вопросом автор. — Чтобы по малолюдным районам шла ВСМ с высокой скоростью, но при этом она заходила в крупные города по реконструированным путям по типу МЦД и «Ласточек».

Далее он подробно разбирает спрямления пути как ресурс экономии времени. Разбираются кейсы Тульской области, интеграции в ВСМ Юга Луганской и Донецкой Народных Республик, участка Туапсе-Горячий ключ. Так, Тульская область обладает изрядными перепадами высот, из-за чего пути на сотню километров до и после Тулы и Новомосковска очень извилистые. Пути Павелецкого направления проходят по более равнинным районам и потому более прямые, перспективные для реконструкции под ускоренное движение «Ласточек».

Предложенные участки локальных спрямлений могут быть вписаны в трассировку ВСМ Юг, — настаивает С.Ануреев. — При этом новые 350 км гипотетически через Луганск и 200 км от Тулы до Липецка суммарно по протяженности тянут на 80% ВСМ Москва — Питер. Ростов превышает по загруженности Питер, только ВСМ до Питера сэкономит полтора часа, а половина ВСМ до Ростова сэкономит 8 часов.

Автор приводит простое сравнение. Стоимость строительства автодороги М-12 «Москва — Казань» протяженностью 810 км составила 900 млрд руб. Средняя стоимость одного километра — 1,1 млрд руб. Построили дорогу за три года, а теперь планируют продолжение до Екатеринбурга.

Два самых коротких спрямления в Воронежской и Ростовской областях на 100 км с сокращением времени в пути на 2 часа будут стоить 65 млрд руб., и это восьмая часть всей годовой инвестпрограммы РЖД или годовые вложения РЖД только в московские диаметры.

Таким образом, для сокращения времени в пути от Москвы до Ростова-на-Дону в два раза (до 8 часов вместо 15-16 часов) предлагается в первую очередь построить два участка проекта ВСМ под ускоренное движение «Ласточек». Деньги и мощности строительства для этого можно на год-два переориентировать со строительства автодорог в Москве и продления М-12 до Екатеринбурга. Эффект от такого решения будет колоссальным для десятков миллионов людей в рамках самого востребованного транспортного коридора Москва — Юг, — заключает С.Ануреев.

На фото: Cуществующий путь на юге Воронежской области,
фрагмент существующего пути после Лисок, предлагаемое спрямление.
Источник: zavtra.ru.