
Деградирующее Нечерноземье — есть ли выход?
Блогер med ved приводит перечень российских регионов в соответствии с показателем местных сёл и деревень, которые лишились жителей. Возглавляют его с большим отрывом Тверская, Вологодская и Псковская области — соответственно 2234, 2106 и 1923 населенных пунктов. Еще три региона — Ярославская, Костромская и Кировская — попадают в «тысячники»: 1552, 1201 и 1076.
Если принять во внимание, что далее по списку идут Смоленская, Новгородская, Ивановская, Нижегородская, Тульская, Калужская, Рязанская, Орловская области (за ними, как ни странно, следует Московская область с ее 331 заброшенными деревнями) с показателями от 983 до 344 поселения, то очевидно, что основной удар приходится на Нечерноземье.
Замыкают этот мартиролог малые республики и автономные округа — от Ненецкого автономного округа и Кабардино-Балкарской республики до Калмыкии и Тывы (исключение — Камчатский край с 1-м заброшенным поселением) — с показателями 1-2 населенных пункта, лишившихся жителей.
Автор снабжает текст жестким комментарием: «Куда делись все жители? Многие из них просто умерли. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть убыль населения по этим областям и количество смертей.
Вот так у нас улучшается демография, страна встает с колен и поднимается село…
Это уже прорыв или ещё рывок?».
Вероятно, без включения в KPI руководства регионами показателей демографических (с очисткой от новоприбывших мигрантов) и уровня удержания и развития сельских территорий такое положение дел, близкое к катастрофическому, изменить не удастся.
С точки зрения возрождения деградирующей расселенческой сети выдвинутые нами программы возрождения малых городов и сельских территорий с опорой на развитие газоперерабатывающих кластеров вблизи компрессорных станций «Грязовец» в Вологодской области и «Торжокская» в Тверской области (первая — совместно с В.Серовым, А.Кривовым, С.Рыбаковым, Н.Мельничук и др., вторая — совместно с Г.Малинецким и В.Полтораковой) бьют прямо в точку. Так называемые «эллипсы возрождения» в обоих случаях вбирают в себя до десятка (а в случае наращивания мощности обрабатывающих предприятий — и больше) восстанавливаемых сельских поселений. Строительство новых высокотехнологичных производств позволяет вдохнуть жизнь в два исторических малых города — Грязовец и Торжок, возродить и перезапустить промышленные предприятия «второго эшелона» — и там, и там это деревообработка и льнопроизводство, а также развить и создать новые рекреационные и туристические локусы.
Кому как не наиболее пострадавшим Тверской и Вологодской областям принять к развитию пилотные проекты возрождения сельских территорий, одновременно взяв на себя пионерскую функцию по новой индустриализации страны? Кластеры по переработке природного газа в азотные удобрения близ КС «Торжокская» и «Грязовец» могут стать экспериментальными площадками взаимоподдерживающего развития, с одной стороны, передовых высокотехнологичных индустрий, а с другой — малых городов и сельских поселений России.
На фото: «Эллипс возрождения», генерируемый газоперерабатывающим кластером на основе КС «Торжокская» Тверской области.