
От космических свершений до низвержения в бездну. С выставки П.Виноградова «Материя Победы» в Галерее Выхино
Петр Виноградов начал плотно работать с металлом пятнадцать лет назад, со времен инициированного им фестиваля «Архкузница». За это время им освоен ряд способов работы с этим не сказать чтобы очень податливым материалом, хотя сам автор называет его исключительно текучим и пластичным: от легкого прикосновения, подправления objets trouves, раздобытых на ближайшей свалке, и создания функциональных арт-скульптур типа «Змея Горыныча» до современной интерпретации шуховских башен-гиперболоидов и сюиты Промышленных домов, сваренных из листов черного металла и кортена.
В ЦДА посетителей встречают его арт-объекты, воспевающие пронзительную красоту сложносочиненных сочленений металлоконструкций и сопоставления чистых фактур и текстур — металла и дерева.
С начала 2020-х гг. наработанный за минувшее десятилетие профессионализм П.Виноградова, его чувство материала, умение с ним работать, в том числе в противо- и сопоставлении с другими материалами, воплотились в серии современных монументов на тему Победы в Великой Отечественной войне и трудовой доблести советского народа, проявленной в тылу, которые выполнены для различных городов России. Этой теме посвящена выставка «Материя Победы» в Галерее Выхино, приуроченная к 80-летию Великой Победы и соединившая, как значится в пресс-релизе, искусство, историю и инженерную мысль.
Все началось с инфо-стендов, повествующих о штурме силами 3-го Белорусского фронта Кенигсберга в апреле 1945 г., и мемориального комплекса «Поле памяти» под Вязьмой Смоленской области, где основу пространственно-пластической концепции составляют врытые в землю пластины: в первом случае из кортена, во втором — из черного металла — с не бросающейся в глаза прорезью строк — скупой информацией о событиях скрывшейся за поворотом истории страны. Это тяжелое безмолвие, материала, его метафизическое качество отражают суровую поступь военного времени, его боевых и трудовых будней. Нефигуративный язык искусства символически нагружен, вбирая в себя множественность смыслов, что вряд ли доступно линейному мышлению, характерному для искусства фигуративного.
На открытии выставки в своем вводном слове Лариса Климова, которая предложила название выставки — «Материя Победы», использовала слово «тишина» по отношению к архитектуре калининградского и смоленского монументов. Это созвучно определению финского теоретика архитектуры Ю.Палламаа — «архитектура молчания», одному из системообразующих понятий минимализма в его несовременной — не эстетизированной и не коммерциализированной — «глубинной» версии, рифмующейся с концептом смерти автора Р.Барта.
Калининградская и смоленская работы П.Виноградова оказались идеологически близкими известному скульптору-монументалисту Денису Стритовичу, который в начале 2020-х гг. по заказу Российского Военно-исторического общества приступил к большой работе над серией монументов — стел, посвященных трудовому подвигу советского народа в 1941-1945 гг. Они реализуются в различных городах страны — от Вологды и Иркутска до Норильска и Челябинска, ковавших Великую Победу (звания Города трудовой доблести удостоились всего 45 городов). При этом, как подчеркивают сами авторы, в понятие «Победа» они вкладывают еще один — художественный — смысл, а именно — победу над материалом.
Д.Стритович предложил П.Виноградову и его команде присоединиться к проекту. За минувшие три с половиной года они совместно реализовали 12 стел, неоконструктивистским языком рассказывающих историю жизни советской страны, триумфа побед и горечи поражений. Выбранный материал — металл: черный. крашеный, нержавеющая сталь — с его холодной жесткостью, брутальностью, эмоциональной скупостью входит в резонанс с суровой правдой советского времени, черствой — без прикрас — боевой и трудовой повседневностью, прерывистостью и угловатостью русской истории. Противоречивость социально-исторических итогов ХХ столетия не отменяет в муках рождающейся героики будней советской страны — великой в ее космических свершениях, самостоянии и самодостаточности, равно как и в оглушительных низвержениях в бездну.
Выставка включает два основных слоя — фотографии как процесса строительства монументов, так и результата, принадлежащие самому П.Виноградову, и фрагменты конструктивных узлов и детали стел, обладающих собственной инженерно-конструктивной и архитектурно-художественной ценностью. Со слов самого автора экспозиции, ее внутренней — архитектурно-художественной — задачей было показать красоту производственного процесса, его притягательную таинственность и мимолетную радость от его итогов.
В действительности, выставка «Материя Победы» продемонстрировала созвучие советской истории с ее многочисленными виражами, взлетами и падениями языку советского авангарда, способному выразить этот катастрофизм, предельность русского бытия. В то же время Д.Стритович и П.Виноградов убедительно раскрывают художественный потенциал материала, использовавшегося еще на заре конструктивизма — вспомним, к примеру, контррельефы В.Татлина. Металл в его разнообразии фактур, текстур, цветовой палитры позволяет нащупать точки соприкосновения языка искусства ХХ-XXI вв., от конструктивизма и функционализма до деконструкции и минимализма, и величественного полотна человеческой Истории.
С открытия выставки «Материя Победы» в Галерее Выхино. [1], [2], [3], [4], [5]
Плакат «Поле памяти». [6]
П.Виноградов, А.Новикова. Монументальный комплекс «Поле памяти» под Вязьмой. [7], [8], [9]
Д.Стритович, П.Виноградов. Cтела в Магнитогорске. [10]
Д.Стритович, П.Виноградов. Стела в Барнауле. [11]