Событие

Архитектурные проекции праздника — от личностных до социокультурных. С фестиваля DOCA в ИГУМО

В конце апреля в ИГУМО на Верхней Первомайской состоялся 13-й по счету студенческий фестиваль DOCA (Day of Contemporary Art), посвященный концептуальному искусству. Название фестиваля — «Впустите» — носит провокационный характер и связано с темой праздника, предполагающей множественность интерпретаций — от субъективно-психологических до культурно-символических.

Тема архитектуры и города является неотъемлемой частью праздника, причем не только городского, общественно значимого, но и личного, связанного с судьбой обычного человека. Архитектура присутствует — как в качестве кулис, так и полноправного субъекта действия — во многих работах участников фестиваля, среди которых не только студенты ИГУМО, но и состоявшиеся художники и дизайнеры, в том числе авторы из других стран — Испании, Кубы, Монголии.

В коллажах кубинских мастеров- фотографа С. Альмагер и художника Д. Сан-Хорхе — Гавана предстает городом-праздником в жизнерадостной круговерти построек Старого города — памятника ЮНЕСКО: неоклассического Капитолия и бывшего президентского дворца, ныне Музея революции, кафедрального собора и Большого театра, Музея изобразительных искусств и кладбища Колон, многочисленных фортов и крепостей. В эту городскую феерию оказывается вплетенным и немногословный, в сравнении с речитативом пестрой колониальной архитектуры, белоснежный объем собора Казанской иконы Божией Матери, построенного в середине 2000-х гг.

В орбиту городского праздника с его атмосферой карнавального всесмешения и всеуравнивания оказываются вовлеченными и персонажи театра С.В. Образцова. В проекте «Куклы в городе» фотохудожника И. Филимонова и Музея Театра кукол барон Мюнхаузен любовно обнимает березу на фоне кремлевских вертикалей, а домовой Тимофеич оторопело оглядывается по сторонам, ища точку опоры в окружении агрессивно надвинувшихся небоскребов ММДЦ «Москва Сити».

В работах участников фестиваля праздник предстает не только в логике долгожданного перерыва постепенности, но и как череда будней, проза повседневной жизни. В проекте «Впустите самокаты» мастерской фотодокументалиста П.Волкова фотофиксация этого нового слоя жизни мегаполиса вместе с его основными пользователями дополняет живописная инсталляция в виде памятника самокату, буквально на глазах изумленной публики ставшему одним из значимых элементов городского партера. Неожиданно выглядит стройматериал, из которого выложен арт-объект — это стопки вузовских учебников по культурологии.

Как выясняется, праздник не всегда являет собой площадное действо, его могут отличать и задушевные лирические интонации. Например, для А.Русаковой, студентки мастерской фотохудожника В.Гущина, праздник соотносится с уходом от тревог и нестроений повседневной жизни, внутренним спокойствием, пребыванием в гармонии с самим собой. В ее фотосюите «Спокойствие души» русские пейзажи, завораживающие безграничностью пространства, вбирают в себя и неприметные деревенские домики, предстающие органичной частью, естественным продолжением ландшафта. Умиротворенность природы соотносится с простотой и непритязательностью сельской жизни.

За снижение праздничного пафоса выступает и автор арт-объекта «Счастье в мелочах» Д.Варламова, студентка мастерской художника В.Демьяновского. Аккуратные столбики монет, накрытые кубом из оргстекла, выглядят то ли реверансом, то ли скрытым вызовом современному российскому монетаризму.

Участие в фестивале и работа над авторскими проектами включены в учебный план института. Как заметила ректор ИГУМО Марина Волынкина на открытии фестиваля, DOCA — больше, чем просто выставка, это летопись студенческой жизни.

 


Коллаж Сони Альмагер и Дениса Сан-Хорхе «Образы Гаваны».

 


Проект Ивана Филимонова совместно с Музеем Театра кукол им. С.В. Образцова «Куклы в городе».

 


Проект мастерской Павла Волкова «Впустите самокаты».

 


Проект Александры Русаковой, мастерская Вадима Гущина, «Спокойствие души».

 


Проект Дарьи Варламовой, мастерская Владимира Демьяновского, «Счастье в мелочах».