Конкурс

Молодежных фестивалей прибыло. По итогам «АРХНЕВЫ-2025»

В первой половине 2000-х гг. берет свое начало тренд, связанный с проведением молодежных фестивалей на пленере, результатом чего оказывались сюита объектов, выполненных молодыми архитекторами и студентами в соответствии с обозначенной организаторами темой, плюс полученный участниками профессиональный опыт и возможное подключение к социальным лифтам. Среди первых фестивалей были «Проект ОБЛО» (2003 г.), «Архстояние» и «Города» (2004 г.), вслед за которыми один за другим заявили о себе региональные фестивали — в Иркутске и Нижнем Новгороде, Самаре и Казани.

Уже к 2010-м гг. выработался фестивальный стандарт, предусматривавший определенную последовательность действий — от объявления темы и выбора участников до эпопеи реализации проектов и подведения итогов. Параллельно развивалась линия смотров-конкурсов деревянной архитектуры — от АрхиWood до «Дерева в архитектуре».

Российский молодежный архитектурный практикум «АРХНЕВА-2025», инициированный Ассоциацией деревянного домостроения и Санкт-Петербургским лесотехническим университетом им. С.М.Кирова, продолжает эту традицию — как тематически, так и организационно.

В качестве фестивальной площадки был выбран парк Лесотехнической академии, расположенный к северо-востоку от центра Петербурга. Лесотехническая Академия, тогда Практическое лесное училище, основана еще в начале XIX в., сам парк появился позднее. На его территории находится ряд объектов культурного наследия, включая мемориал на месте дуэли — две тумбы, разнесенные друг от друга на восемь шагов. Сегодня на территории парка располагается Лесотехнический университет.

Фестиваль приурочен к 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема памяти — и прежде всего памяти о войне и Великой Победе — как правило, соотносится с материалами, претендующими на «вечность»: черный металл-кортен-сталь, бетон, камень. Применение дерева можно считать вызовом для участников фестиваля. Требовалось выявить и акцентировать присущие ему особые качества, отличающие его от «конкурентов».

Из поданных 40 заявок было отобрано 6 — от команд из четырех петербургских вузов, по одному от Москвы и Казани. 7 июня состоялась презентация работ жюри фестиваля, которое возглавлял Тотан Кузембаев. Из шести команд, вошедших в финальную часть, были выбраны два победителя, один проект удостоился специальной премии от партнера фестиваля компании HIMTEX.

Проекты-финалисты заметно различаются по своим исходным установкам. Безусловно превалировал знаково-символический подход, неотъемлемо связанный с темой Памяти. Проект «Свет памяти» команды «Кипрегель» из Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е.Репина — один из проектов-победителей — представляет собой невесомую, прозрачную, пронизанную светом ротонду. Подвешенные к ее верхнему кольцу деревянные рейки при дуновении ветра легко соприкасаются, со слов авторов, создавая звук «шепота» — голосов ушедших в вечность бойцов. По центру архитекторы предлагают подвесить бумажных журавлей, символизирующих связь поколений.

В отличие от других работ проект «Строки памяти» команды «Архестр» из Санкт-Петербургского художественного университета им. С.Г.Строганова, получивший специальный приз, выглядит капитальным сооружением, представляя собой беседку, форма которой отсылает к-фронтовым письмам-треугольникам — одному из наиболее пронзительных образов военного времени. Развивают тему Памяти подвешенные к центральной балке вращающиеся кубы, олицетворяющие вехи военной истории.

В проект «Огонь памяти» команда «Sylva memoria» из Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого заложила вереницы смыслов. Лицевая сторона деревянной конструкции являет собой светящиеся «свечи памяти», сквозь которые проходит мягкий свет. Обратная же сторона представляет распахивающиеся створки, за которыми скрыта просвечивающаяся пластина с историей Академии времен войны. Ночной вид светящейся призмы оказывается заведомо более выигрышным по сравнению с дневным.

Также к знаково-символическому классу работ можно отнести еще один проект — «Колонны», не принимавший участия в конкурсе (команда «Комель»). Он отсылает к архетипу ростральной колонны, столь значимому для Петербурга, и — одновременно — к русскому авангарду. Две ярко-красных колонны отмечают линию рубежа обороны, смонтированную из конструкций досок и щитов.

Еще два проекта несут в себе ярко выраженное чувственно тактильное начало. Они связаны с феноменологией восприятия не только самой формы и вложенных в нее смыслов, но и шелеста листвы под ногами и лучей солнца, проникающих сквозь стволы деревьев. В основу проекта «Коридор времени» команды «Путешественники во времени» из Казанского ГАСУ положено моделирование человеческих переживаний через пространственные ощущения — от тьмы к свету, от тревоги к надежде. «Постепенно учащающийся ритм реек, — пишут авторы, — напоминает стук метронома — как в блокадном Ленинграде. Пространство сужается, свет тускнеет, древесина темнеет — напряжение нарастает». Авторы используют эффект контраста — темного, затесненного пространства и выхода к свету, открытому пространству, что гениально срежиссировано Е.Вучетичем в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане.

В проекте «Внимание!» команда «В пространстве» Санкт-Петербургского художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица переплетаются пространственные и акустические переживания. Нелинейной, аритмичной форме, воспроизводящей спектрограмму радиосообщения знаменитого диктора военных лет Ю.Левитана о капитуляции Германии, отводится аккомпанирующая роль. Главной же является «звуковая дорожка» — от музыкального вступления, за которым таится неизвестность, к речи Ю.Левитана, завершающим аккордом которой оказывается долгожданное объявление о Великой Победе. Достоинством проекта является именно органичное соединение, синтез двух искусств.

Один из двух проектов, признанных победителем, под названием «Маскировочная сеть» (команда «Комель» Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С.М.Кирова), отмечен реализмом подхода. Звездчатая в плане структура прямо отсылает к тому, что авторы назвали «мрачным ландшафтом войны» — имеются в виду затянутые тканью наиболее значимые сооружения блокадного города. Ее смысловым и композиционным центром является грубо сколоченный деревянный короб, или «окно в небо» — укрытие, предназначенное для людей. Тем самым авторы связывают две эпохи — ушедшую и настоящую.

Какие-то из реализованных объектов станут частью парковой территории, еще одной — современной — ее достопримечательностью. Другие планируется перевезти в Беломорск — установить на набережной. Так или иначе, опыт признан успешным. Однако фестиваль на следующий год, скорее всего, переедет в новое место. Если, как надеется генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения Анна Фукс, инициатива получит широкую поддержку в Северной столице.

 

Проект «Свет памяти».
Победитель конкурса. Команда «Кипрегель» из Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е.Репина. Е.Желнова, А.Добровольская, Н.Вострецова. Наставник С.Титова. 

 

Проект «Маскировочная сеть».
Победитель конкурса. Команда «Комель» Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С.М.Кирова. М.Пузанков, П.Коваленко, В.Половников, С.Пырин, И.Фатхуллин. Наставник А.Алексеева. План. (из Презентации)….. Общий вид. Папка Маскировочная сеть.

 

 

Проект «Строки памяти».
Специальная премия. Команда «Архестр» из Санкт-Петербургского художественного университета им. С.Г.Строганова. О.Сироткина, А.Алферова, В.Звягинцева, Е.Кругликова, А.Ладина. Наставник А.Кирмель.

 

 

Проект «Огонь памяти».
Команда «Sylva memoria» из Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. П.Шиндина, А.Тоцкая, Ш.Исаев. Наставник А.Зацепина.

 

Проект «Коридор времени».
Команда «Путешественники во времени» из Казанского ГАСУ. К.Прокопьева, Г.Низамутдинова, Д.Горшунов, А.Смагулов. Наставник С.Лычагин.

 

 

Проект «Внимание!».
Команда «В пространстве» Санкт-Петербургского художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. Д.Шаршукова, В.Ананьина, Е.Костикова, В.Остапенко, А.Филатова. Наставник С.Лычагин.

 

 

Проект «Колонны» (вне конкурса).
Команда «Комель». М.Пузанков, П.Коваленко, В.Половников, С.Пырин, И.Фатхуллин. Наставник А.Алексеева.