Без рубрики

Зеленоград: социалистический город в постсоветских условиях

Исходный образ города — открытого, интегрированного в природу, пластичного — предопределили зарубежные путешествия Н. Хрущева (Финляндия, Тапиола) и И.Рожина (Англия, Харлоу и др. новые города). Однако Зеленоград — детище скорее конфронтации с Западом и прагматики гонки вооружений, чем пресловутой романтики оттепели. Юность «города Юности» проходила в лоне супервлиятельных градообразующих предприятий — здесь они работали на военных (аэрокосмический комплекс) и финансировались сполна, хватало и на ученых, и на городскую застройку, спроектированную лучшими архитекторами времени. Именно здесь «Микрон», «Ангстрем», «Элвис» (хочется продолжить: «Атолл», «Тензор»… — но это уже в Дубне) выпускали те самые «советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире». В конце 80х Зеленоград был единственным городом СССР, в среде которого митинговость перестройки могла обрести материальное воплощение, останься немного времени на реализацию недооцененного проекта «информационного города» (при всей его утопичности это был наш первый архитектурный ответ на вызовы информационного общества). А в 90е юность кончилась. Последствия для города понятны:

  • Дробление больших комплексных производств на малые, способные решать локальные задачи в соответствии со спецификой электронных технологий.
  • Отделение собственно производственных проблем от социальных.
  • Необходимость поиска ниш на мировом рынке (где-то между качественной и дорогой американской и не очень качественной дешевой китайской продукцией).
  • Целые поколения зеленоградцев потеряны для микроэлектроники — былой сути и гордости города; нынешняя молодежь свободно выбирает профессии и места работы (рядом — Москва).
  • Понимание местными властями того, что ни монофункционального города, ни города-корпорации здесь быть не может.
  • Диверсификация «градообразующей базы»: собираются грузовики «Вольво», растет биологическая составляющая городского продукта. В 2000 г. введен в эксплуатацию «Технопарк Зеленоград», в 2004 — первая очередь «технологической деревни» МИЭТа, привлекающие хайтек компании. Развивается малый бизнес, налоговые поступления от которого в бюджет составляют здесь уже более половины его доходов (в среднем по Москве — 15%). Префект Зеленоградского АО говорит о необходимости «возрождения Зеленограда». Но одновременно, когда город на пороге взросления «ищет себя заново», прямо следуя «Городскому манифесту» ИЭГ (см. «АВ» 2006, № 1, с.22), происходит решительное всасывание Зеленограда в орбиту метрополии мегаполиса.

Средоразвитие вновь финансируется — теперь не из союзного, а из столичного бюджета. Но периферийное положение в экономической системе Москвы, зависимость от столичных чиновников тормозит местную инициативу. А в архитектуре ее проявления единичны. В городе уже производятся приборы с применением нанотехнологий — где же зеленоградская «наноархитектура»? Вместо первых пятиэтажек в городе растут полупостмодернистские монолитные здания — муниципальное жилье, выглядящее вполне привлекательно, но как-то не по-зеленоградски… Социальные и экономические резоны смены архи?тектурной идентичности понятны. В чем культурный аспект этого процесса именно здесь? Может быть, молодой город таким образом наращивает слишком тонкие слои своей истории? А жителей, по словам директора «Зеленоградпроекта» А. Манько, продолжает тянуть к площади Юности — первоэлементу Зеленограда.

Интервью с директором ГУП «Зеленоградпроект» Александром Манько

Зеленоград — интересный, очень специфический город, с короткой (в 2008 г. ему будет 50 лет), но яркой историей. Проектировался как город-сад, город будущего — образцовый пример «социалистического градостроительства». Как Вы считаете, добились ли создатели города своих целей к концу советского периода?

А.Манько. Можно сказать, что добились, а можно — что и не в полной мере. Объясню, почему. Вначале здесь редусматривалась раз?ная промышленность. А в итоге, при создании Комитета по электронике, Правительством страны было принято решение строить город, в котором будет центр микроэлектроники. Так постепенно появлялось представление о микроэлектронике как градообразующей базе, обрастающей микрорайонами жилой застройки. Вместе с жильём были построены опытное производство, научные институты, чуть позже появился учебный институт — МИЭТ (Московский институт электронной техники). Вот он-то сегодня существует, а вся промышленность раздроблена на мелкие частички. Так что в итоге здесь не всё получилось.

Но всё же в советское время жители в основном здесь работали?

А.М. Конечно. К нам и из других мест приезжали, и до сих пор еще приезжают — из Клина, Солнечногорска, ближайших поселений. Но сейчас каждый день десятки тысяч вынуждены ездить на работу в Москву.

Наверное, в этой связи обострилась транспортные проблемы зеленоградцев?

А.М. Мы их потихоньку решаем. В свое время намечались и пневмометро, и монорельс, в газетах печаталось, что в Зеленограде, городе-спутнике, жизнь должна быть как, например, в Харлоу — там всё налажено, и мы такие же должны быть… А сегодня никакого метро не планируется. В самой Москве ещё многое надо строить… Есть варианты — разрабатывается проект новой скоростной платной дороги на Санкт-?Петербург (мимо Шереметьево). Но дороги — дело долгое.
А усугубилась проблема ещё и тем, что в районе Химок, без увязки с решением региональной транспортной системы, понастроили монстров на Ленинградском шоссе: «Гранд», «Лига», «Икея», «МЕГА», «Оби», один за другим, нагрузка бешеная, и та развязка, которую сейчас строят на 37 км Ленинградки, вряд ли поможет…

Это яркий пример того, как Зеленоград — анклав Москвы — становится как бы заложником Московской области — все эти мегамоллы строятся на областных землях.

А.М. Да, мы, будучи частью Москвы за пределами МКАД, ощущаем эту проблему в общерегиональном масштабе. Как ни говорим, что Зеленоград — это Москва, проблема ещё долго не будет решена, вот когда скоростную дорогу построят — может быть, тогда…

А как у вас с экологией? Смотрю на план округа: леса в промежутках между жилыми районами остаются, вроде бы, нетронутыми. Неужели никто не пытается их застроить? Как они охраняются?

А.М. Серьезных экологических проблем здесь нет. У нас очень мощный департамент охраны природы и окружающей среды, они следят за каждым клочком зелени. Тем более что промышленность сейчас медленными темпами развивается, и нет особых угроз с этой стороны — выбросов, санитарных зон. Занимать зеленые зоны никто не может — они относятся к разряду федеральных земель (Гослесфонд).

Значит, можно сказать, что и сейчас всё как раньше: «в Зеленограде от любого подъезда до леса рукой подать»?

А.М. Да, все сохраняется, и там, где мы сейчас строимперестраиваем, стараемся восстанавливать зелень. Так что на «старой» территории с зеленью все нормально. Вот новая территория Крюкова озеленена не очень. Индустриально все строилось, да и зелени там особой не было (сады фруктовые, да домиш?ки — всё сносилось). Там зелень будет развита только в запроектированных парковых зонах, а также в 19м микрорайоне, проект которого сейчас разрабатывается.

Скажите, как Зеленоград видит себя: больше как самостоятельный город или как часть Москвы? Существует ли, на Ваш взгляд, какая-то особая идентичность Зеленограда? Например, обычно, центр города очень важен — город складывается вокруг него. Глядя на схему, четко видны две части города («старая» и «новая» — Крюково). Т.е. и сам город разделен на две части, и, кроме того, он является частью Москвы… Как воспринимают центр жители, архитекторы?

А.М. Всё же это отдельный город, он имеет свои границы. И все проблемы волей-неволей мы должны решать сами. И почему ещё не просто Москва — все инженерные системы и объекты у нас свои. Никаких «шлангов» из Москвы нет (кроме одного водовода с Северной водопроводной станции — это единственный московский ресурс, которым мы пользуемся).

Что же касается центра, то исторически, с рождения города, он сложился у нас на площади Юности. Затем уже появился т.н. общественный центр — «плашка», дом-флейта, потом префектура, высотное здание бизнес-центра (открыли в 2005 г.), там же Дворец культуры, Парк Победы. Это наш официальный центр, но тяготение народа — пока ещё по-прежнему к площади Юности. Там все гуляния происходят… Люди привыкли как-то: маленькие магазинчики, всё под руками… Уютнее! А новая площадь фактически ещё не достроена. Есть предложения о её завершении к 50-летию города — и площадь обязательно заиграет, как и положено главной площади города, заиграет буквально — поющими фонтанами.

Генплан Зеленограда — это часть московского? Что сейчас действует в качествегенерального плана?

А.М. Первый генплан города был сделан правильно: четкая планировочная структура, верное размещение промзон. Он и продолжает реализовываться, уже в 3й редакции, но в новой ипостаси. Раньше этот документ назывался «генплан города Зеленограда». Сегодня генплан у нас один — Москвы. И теперь наш документ именуется «градплан» — такие выполнены на каждый административный округ, из которых складывается Москва. Работа «Актуализация градплана до 2020 г.» сейчас в стадии завершения.

Стратегия города, стратегический план, концепция социально-экономического развития — документы такого рода разрабатывались для города?

А.М. Да нет, есть генплан — это документ, которому следуют все. А стратегия может быть только в одном — в порядке осуществления. По градплану, например, нужны транспортные развязки, мосты, тоннели, различные инженерные сооружения, — когда именно, в какой последовательности их строить? Вот это актуализация градплана и есть. Например, несколько лет мы в соответствии с генпланом занимаемся работой «Обеспечение нового строительства на месте ветхого фонда индустриального домостроения (5-этажки)». Мы должны в установленные Правительством Москвы сроки обеспечить переселение людей с коэффициентом 1,4 — 1,7. Это не просто: раз нужно больше жилья, социально-бытовой инфраструктуры тоже должно быть больше — детские сады, школы, гаражи, стоянки и пр. нужно как-то вписать в сложившуюся среду.

Какие объекты, проекты последних 10-15 лет Вы считаете самими яркими в Зеленограде?

А.М. Банк архитектора В. Аристова, на момент его постройки в городе аналогов ему не было, это такая современная архитектура на маленьком клочке земли — удалось достичь масштабности при небольшой величине объекта. Завершение нашего 40-летнего долгостроя — высотной доминанты общественного центра. Её назначение несколько раз успело смениться с начала строительства в конце 1960-х гг. — с гостиницы на общежитие студентов и аспирантов, потом опять на гостиницу, и вот, наконец, на бизнес-центр. К счастью, нашло это здание своего героя — Инвестиционный торговый банк заказал проект реконструкции.

А ведь были и предложения по сносу. Но провели серьезные исследования конструкций, что надо, заменили. И сейчас проектируется вторая очередь с автостоянкой, танцполом, другими досуговыми учреждениями, которая завершит, наконец, весь центр.

Наконец, 1-й, 3-й и 8-й микрорайоны, реконструированные под руководством архитектора Т. Балашовой. Это новые жилые дома на месте 5этажек — редкий случай, когда на городские деньги разрешили достаточно нестандартную архитектуру.

Новая архитектура Зеленограда. Избранные объекты.

После строительного застоя начала 90-х Зеленоград вступил в фазу, когда на облик города начал активно влиять частный бизнес, создающий собственную инфраструктуру. Несколько объектов архитектора Вячеслава Аристова — тому подтверждение. С другой стороны, бюджетные средства направляются в реконструкцию жилого фонда — в 2010 г. должен завершиться снос пятиэтажек в первых микрорайонах города, на их месте возникают каркасно-монолитные здания в 10-12-14 и 23 этажа. А информационного центра в городе так и не создано.

Банк «МИБ» на Панфиловском пр.
Проект: 1992 г.; реализация: 1992—1995 гг.
Заказчик — Московский индустриальный банк.
Проектировщик — ГУП «Зеленоград проект».
Архит. В. Аристов (ГАп), Г. Хаметова.

Смотрите также:
Штрихи средовой истории

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о