Архитектура

Дом-миф Ходынского поля

Московский архитектор и публицист Константин Савкин представляет читателям новую постройку Ходынского поля – так называемый «Дом-Парус». Спроектированное в 4-5 мастерских МНИИП Моспроект-4, здание еще до реализации обросло мифами и получило целый ряд прозвищ, наиболее известное из которых – «Дом-Ухо».
Отмечая, что необычная форма требует объяснений, автор публикации охотно продолжает ассоциативный ряд, отсылая для начала к знаменитому автопортрету Ван Гога «с отрезанным ухом» (вот вам и «Ухо Архитектора»), представляя себе неподалеку и «Дом-Нос» из одноименной повести Н.В.Гоголя. Воспевание частей человеческого тела более свойственно скульптуре и визуальный ряд статьи пополняется «Рукой Творца» работы Н.Арнольди, а также «Ухом Швеции» с его официальным названием «Солнечный Парус».
Мировая архитектура произвела на свет немало зданий-скульптур. В публикации отмечается, что сегодня и для многих зданий Москвы крупная запоминающаяся форма становится альтернативой контекстуальной мелкомасштабности.
Передавая собственные впечатления от встречи с постройкой, автор статьи сравнивает здание с каменным локатором бывшего аэродрома, следящим за стареющими летательными аппаратами двадцатого века, и новенькими, полированными автомобилями третьего тысячелетия. Со стороны огромного Ходынского поля противоречивое место, расположенное на замыкании трех лучей, наполняется особой пространственной ответственностью. В этой ситуации главным качеством объекта, по мнению К.Савкина, могла бы стать увертливость, однако величественный масштаб здания сообщает происходящему признаки монументальности. Результатом соединения двух этих свойств (монументальности и увертливости) и становится образ дома-локатора.
На вопросы, касающиеся истории объекта и всей застройки Ходынки, отвечает представитель авторского коллектива — ГАП мастерской №5 МНИИП «Моспроект-4» – Борис Уборевич-Боровский Выясняется, что необычная форма здания имеет не только композиционные, но и функциональные основания – этот округлый шарнир на стыке разных композиционных направлений сглажен еще необходимостью инсоляции школьного участка, расположенного с северной стороны. Поучительна история несостоявшегося проема дома-скульптуры, призванного продолжить арочный ритм высоких проездов соседнего дома-дуги: стремление инвестора к максимальной окупаемости затрат подчинили себе архитектурный замысел – арка была запломбирована руками авторов (на фасадах удалось сохранить только ее рельефные следы).
Знакомство с авторским видением объекта, его историей, рождает итоговый метафорический всплеск в восприятии объекта. Этот дом оказывается ни чем иным, как медовыми пчелиными сотами. Не теми – прямоугольными, вынутыми из стандартного улья, а дикими, разысканными архитекторами в каких-то гигантских дуплах у пчел-великанов и выставленные на архитектурной пасеке московской Ходынки. Только великие дикие пчелы могли изготовить такой элегантно-изогнутый, лаконично-изысканный сотовый язык. Его едва заметный энтазис (утонение от середины к краям), дополняющий столь же легкий изгиб плана, подтверждает рукотворность всей грандиозной постройки.
Попытка архитекторов вырезать самый лакомый кусочек сотового дома для себя (для эстетического удовольствия) закончилась неудачей и необходимостью вставить истекающий экономическим медом прямоугольник на место. Остается утешить себя тем, что жильцы этого фрагмента здания получат неповторимое социальное удовлетворение от обитания в особой части особенного дома.
Ансамблевость и скульптурность жилой застройки, отчетливо возрождаемые на Ходынском поле, скорее всего, отражаются и на социальном статусе места обитания. Здесь на смену приватно-утилитарному отношению к собственному жилищу, очевидно, приходит ощущение публичности и парадности городской жизни, которому немало способствует соседство с огромным открытым пространством Ходынки. Автор статьи полагает, что проектируемый здесь парк все же добавит ансамблю необходимого природного уюта (особенно если ландшафту удастся дополнить почти дворцовую регулярность жилой застройки живой непредсказуемостью, как это удалось сотовому дому).
Архитектурная история новой Ходынки продолжается. Надеемся, наш журнал еще не раз вернется к этому месту.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о