Архитектура

САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ

Назначение директором Музея им. А.В.Щусева Е.Лихачевой вызвало бурю в профессиональном и околопрофессиональном сообществе. Что только не выплеснулось вовне – и только что полученный девушкой диплом искусствоведа, и отсутствие опыта работы в науке, равно как и в качестве хранителя музейных ценностей, и дефицит авторитета в архитектурной и академической среде, и особенности психотипа, и участие в сомнительной деятельности по отчуждению дома Мельникова от его наследницы, и организационно-финансовая умозрительность авторской программы развития музея… Пожалуй, единственное, о чем не говорилось, но, очевидно, подразумевалось: сui prodest? кто же собственно стоит за данной персоналией, помимо «глубинного государства» в лице минкультовского руководства? кто все-таки латентный бенефициар состоявшегося назначения и в чем собственно состоит его потенциальный профит – к чему быть готовыми?
Не будем ворошить уже разворошенное. Приведем лишь цитаты из интервью Е.Лихачевой журналу «The Village», причем ограничимся сугубо профессионально-архитектурной частью. Типа coming out — и все становится стеклянно-ясно.
О РУССКОМ АВАНГАРДЕ «Понимаете, почему русский авангард лучший в мире? Ведь не мы его придумали, появился он во Франции, и основные идеи сформулированы не у нас».
О ЖИЛИЩЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ «Но только мы в рамках этого движения предложили два пути. У нас есть вариативность. У нас есть Малевич и есть Кандинский. Так же и в архитектуре. У нас есть Гинзбург и Мельников. И городские ячейки, и Дом Мельникова. Это важно — правда важно. Когда есть разные варианты жилья в городе, мы получаем многообразную городскую среду. А когда появляется единственная верная линия партии, получается Бутово. Или лучше — Бирюлево. Прекрасные, конечно, районы. Их любят, наверное, жители. Но жить там нельзя. Это мое личное глубокое убеждение. Микрорайоны — это зло. Типовые многоэтажки П-44 враги придумали».
О МОДЕРНИЗМЕ И МЕЛЬНИКОВЕ КАК МЕССИИ «Модернизм зашел в тупик, а Мельников предложил из него выход».
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ОКН «…Мне просто хотелось снова попасть в Дом Мельникова. Потому что общение с памятником — это всегда общение с памятником».
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЯТИЭТАЖЕК «В 90-х и начале 2000-х немцы очень умело обошлись с этой советской архитектурой. При необходимости что-то проредили или, наоборот, уплотнили. Дома условно брежневской серии резали пополам, до восьмого этажа. Это было связано с подачей воды: чем выше этаж, тем дороже — стоимость литра растет в геометрической прогрессии. Небоскребы — дело дорогое. Кажется, что вариант небоскреба более экономичен — меньше земли, больше народу, но при этом обслуживание такого дома обходится очень дорого. Именно поэтому пятиэтажное жилье — это оптимальный вариант. Другое дело, что в пятиэтажках не помешали бы лифты. Возможно, стоило бы по-другому посмотреть на планировку… Про «лагутенки» можно говорить довольно долго. В свое время это было спасение. Люди из бараков и подвалов переезжали в свои квартиры. Сейчас представления о комфортности жилья другие. Хотя, например, японцы считают, что мы шикарно живем… Впрочем, я, конечно, не специалист, я в торговых организациях работала, не могу об этом рассуждать».
Способ мышления родом из 1990-х – типа не просто, а очень просто. То есть опять – «вот это вот».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о