Событие

Устойчивость — проекции АрхМосквы-2022

Понятие устойчивости охватывает практически все сферы бытия, включая над- и дочеловеческие. Среди этих измерений — космофизические и природные, философские и социальные, экономические и экологические, градостроительные и архитектурно-композиционные, если не считать ситуативно не поощряемые социально-политические и военно-стратегические.

Очевидно, все это многообразие обнимает междисциплинарное знание в лице синергетики, или науки о самоорганизации, в центре которой как раз и находится понимание устойчивости и утраты этой устойчивости, иначе — ухода от состояния равновесия в направлении точки бифуркации с последующим выбором одной из траекторий и обретением новой устойчивости. Или, если воспользоваться формулой И.Пригожина: от порядка к хаосу и — далее — к новому порядку. Собственно, она и описывает все многообразие случаев в диапазоне состояние устойчивости / падение в катастрофу.

По-хорошему, заявленная тема фестиваля требовала серьезной методологической проработки, в том числе применительно к проблематике архитектуры и градостроительства, с последующим заданием основных тематических векторов и экспозиционных разделов. Однако кураторы предоставили участникам выставки свободу выбора, карт-бланш, понудив самим углубиться в бездны смыслов и интерпретаций. Типа — сама-сама, или кто во что горазд. Впрочем, сами они вполне ясно выразили свое отношение к понятию устойчивости. В качестве экспозиционного камертона была задана тема экоответственности — 2-уровневый павильон «Экологическая платформа. Устойчивость 4D» напротив амфитеатра являл собой гимн sustainability и, одновременно, регламент экосообразного поведения как предпосылки экоустойчивости (В.Бычков, И.Мукосей, Н.Сочилин, И.Мочалов).

В результате перед взглядом посетителя развернулся широкий, но слабо структурированный и связанный между собой веер трактовок. Моделью выставки стал спецпроект NEXT — по сути, экспозиция, переходящая в действо, который курировало бюро GAFA во главе с Г.Гавалидисом. Она явилась итогом многомесячного взаимодействия 13 молодых архитектурных бюро из различных городов — от Москвы до Нижнего Новгорода и Красноярска. Линейка проектных и не вполне проектных выходов: от придания устойчивости земному сообществу посредством внеземного — временного! — расселения в ДомусСферах (А4) до понимания устойчивости как самостояния индивида в его столкновении с изменчивым миром — в данном случае с его прессингом отражений (KRNV Н. и И.Кореневых, признаны молодыми архитекторами года), от переживания свойств кирпича ручной формовки как воплощения экоустойчивости (NOYD) до манифестации мицелия, вслед за геокаром, соломой и пр., в качестве природного стройматериала (Lipman Architects), от арт-объекта как коммуникационного хаба, работающего на придание социуму устойчивости (А61), до признания социально-консолидирующей роли за игровыми форматами (ХОРА). Последняя стратегия странным образом не привела к напрашивающейся реанимации карточных экзерсисов Ю.Аввакумова с С.Подъемщиковым, сфокусировавшись на дженге, представляющей собой игровую вариацию на тему катастрофической потери устойчивости — обрушения всей конструкции. В рамках АрхМосквы был проведен мини-чемпионат по олимпийке — проиграл-выбыл, победителем которого оказался С.Никешкин из KPLN.

Проект NEXT стал центральным элементом превратившейся в традиционную для АрхМосквы экспозиционную линию, на этот раз названную «Путь устойчивости». Два других раздела — «АрхКаталог» и экспозиция десяти архитектурных школ, объединенных названием «Послезавтра» (кураторы В.Кузьмин, В.Савинкин) — аккумулировали в себе еще десятки возможных трактовок понятия устойчивости. Среди них:

  • нескончаемая линейка архитектурных типов — от особняка до квартала и градобразования — как предпосылка градостроительной устойчивости (АБ «Остоженка»);
  • градостроительная изменчивость, а лучше сказать — вариабельность, понимаемая как бесконечное число комбинаторных перестановок (ABD Architects);
  • баланс высокоплотная застройка / малое плечо, надо понимать, инфраструктурное: транспортное и инженерное, низкоплотная застройка / большое плечо (Studio TA, инсталляция к 15-летию бюро);
  • колонна из пористого черного бетона — фирменной разработки родом еще из 1990-х гг. — как символ устойчивости профессии архитектора (А.Козырь — А.Пономарев);
  • прототектон как архитектурный прафеномен, являющийся воплощением прочности и — соответственно — устойчивости (ПАНАКОМ);
  • преемственность проектного инструментария, в данном случае — кульмана с рейсшиной, как одна из основ устойчивости профессии (А.Цимайло — Н.Ляшенко);
  • неомодернистская надстройка над зданием классицистической усадьбы Голицыных как манифестация преемственности, а значит — устойчивости, человеческой культуры (Ю.Аввакумов);
  • поднятый на опоры-«коктейльные палочки» барнхаус — проблематизация рисков потери устойчивости и — одновременно — отсылка к Херцогу и де Мерону (И.Мукосей);
  • проржавевшая труба, которая вряд ли может олицетворять собой устойчивость, если только она не является элементом архитектурного целого — в данном случае проекта музея металла, парадоксальным образом сводящего воедино архитектурные архетипы и актуальные материалы (Витрувий и сыновья, музей — совместно со «Студией-44»);
  • экоустойчивость, за которой стоит множественность замкнутых жизненных циклов как мирового круговорота — от космофизических оснований до природы и общества (KPLN);
  • саженец, прорастающий сквозь металлическую плоть — пусть и заботливо прорезанную, как метафора воли к жизни, читай — устойчивости этого мира (В.Савинкин);
  • серфинг по волнам океана информации, сближающий понятия устойчивости и равновесности (Archinform Т.Абдуллаева);
  • множественность и разносторонность архитектурно-образовательных стандартов, методик и учебных подходов как предпосылка профессиональной устойчивости (МИТУ МАСИ и Manipulazione Internazionale);
  • индивидуальная остойчивость как способность крепко стоять на ногах, безотносительно к предшествующим обстоятельствам — пусть и в качестве легкого стеба, почему нет? (Т.Кузембаев).

Замечательны начальная и заключительная точки выставки. Открывают ее — юбилейные экспозиции ТПО «Резерв» и Blank Architects: шесть высоток, они же стенды с неопубликованными и незаслуженно забытыми самими авторами проектами 1987-2022 гг., и лист ватмана — на самом деле, металлическая сетка, закрученная в спираль, вокруг которой группируются архитектурные мизансцены — макет спортивного комплекса в Прокшино, ролики с презентациями работ и персоналий, зона общения и пр. И закрывают — вышеупомянутый экопавильон 4D от организаторов АрхМосквы и арт-объект компании Cladding Solutions (дизайн И.Греков) — алюминиевый нос корабля, нависающий над амфитеатром и прорезанный по-холловски амебообразными проемами. Жизнеутверждающе — и правда, согласно постулатам синергетики в зоне бифуркации рано или поздно проклюнутся две или более ветви эволюции, и сегодня важно не проскочить мимо возникающих правильных аттракторов…

 


Открывающая инсталляция, приуроченная к 35-летию ТПО «Резерв».

 


Закрывающая инсталляция Cladding Solutions.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о