Без рубрики

Золотой запас или град Китеж?

В конце июля были подведены итоги закрытого конкурса по выбору архитектурной идеи и разработки концепции проекта российского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. Организаторы конкурса – корпорация «MIRAX Group» и ОАО «ГАО ВВЦ».

Из условий конкурса
Предметом конкурса является архитектурная идея и выбор исполнителя на право разработки концепции российского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО-2010.
К архитектуре объекта предъявлялись высокие требования, учитывая, что национальный павильон призван обеспечить достаточную представительность страны. Проекты, представленные на конкурс, должны соответствовать теме EXPO-2010 – «Лучший город – лучшая жизнь», отличаться яркостью и новизной в раскрытии темы, оригинальностью предложенных идей, архитектурным качеством предложения.
Высота павильона не должна превышать 20-ти метров. Степень озеленения площадок и кровель – не ниже 40%. Поощряются экологически безвредные технологии.

Отведенный под проектирование российского выставочного павильона участок расположен в Шанхае на территории Всемирного выставочного комплекса ЭКСПО-2010, общая площадь которого составляет 528 га. Здесь будут размещены павильоны более 200 официальных участников (стран мира и международных организаций). Под строительство российского Павильона выделен земельный участок площадью 6 тысяч кв. м, ориентировочно 85х71м.

Жюри конкурса

Председатель жюри:
М.Х.Мусаев — руководитель оргкомитета Экспо-2010, гендиректор ОАО «ГАО ВВЦ»

Члены жюри (1-й, 2-й и 3-й туры):

Экспертный совет:
Ю.П.Гнедовский – президент САР
Е.В.Асс – профессор МАрхИ
Б.О.Уборевич-Боровский – председатель Московского Архитектурного Общества
В.В.Бычков – генеральный директор «Экспо-Парк. Выставочные проекты»

Представители «MIRAX Group»:
М.В.Привезенцев – председатель правления корпорации «MIRAX Group»
М.Е.Чиженок – зам. председателя Правления корпорации «MIRAX Group»
А.Б.Степнов – вице-президент корпорации «MIRAX Group»
И.В.Меркулов – вице-президент корпорации «MIRAX Group»
А.В.Чигак – вице-президент корпорации «MIRAX Group»
Л.Г.Глебко – начальник проектной мастерской корпорации «MIRAX Group»

Представители «ГАО ВВЦ»:
И.Л.Прудников – Директор ООО «Центр имиджевых и событийных технологий»,
руководитель Дирекции «ЭКСПО-2010»
И.К.Филоненко – Заместитель директора ООО «Центр имиджевых и событийных технологий», Заместитель руководителя Дирекции «ЭКСПО-2010»
М.О.Силантьев – Руководитель департамента архитектуры, строительства и развития ОАО ГАО «ВВЦ»
С.Ю.Сизов – Советник Генерального директора ОАО ГАО «ВВЦ» в Китае
Н.И.Бугаев – Заместитель Генерального директора ОАО «ГАО ВВЦ»

В конкурсе, проводимом в три стадии, было представлено 22 проекта:

— Архитектурное бюро «PAPER team arhitects»– «Буян-град. Города и легенды» (94173).
— ООО «БЕРНАСКОНИ» – проект «РОССИЯ» (30805).
— BuroMoscow arhitects («БЮРО») – проект «Окно в Россию» (18122).
— Мастерская архитектора Михаила Хазанова – «Russia Forever» (75757).
— Архитектурное бюро «Остоженка» – «Город перемен» (95959).
— Архитектурная мастерская А.Асадова – «Отель-путешественник» (01019).
— ООО «А-Б Студия» – «Облако» (91011).
— «Архитекторы Кулиш и Липатов» – «Краснокирпичный монообъем» (51020).
— ООО «Студия Архитектуры» (г.Калининград) – «Город над садом» (12845)
— ГУП МНИИП «Моспроект-4» – «Четырёхлистник» (26544)
— Архитектурное бюро «Остоженка» – «Бесконечность» (88888)
— Мастерская архитектора Евгения Полянцева («Meral Studio») – «Линия жизни» (39910)
— Архитектура и культурная политика ПНКБ – С10-1 (71119)
— Архитектурное бюро «Цимайло Лященко и Партнёры» – «RUSSIA IN PROGRESS» (02712)
— ПТМ «Атриум» – «Евразия» (19150)
— Архитектурное бюро Т. Башкаева – «Новая земля» (01123)
— ООО «Студия Стороны» – «Времена года. Постоянство перемен» (73895)
— ПТАМ Виссарионова – «Эко-город» (35215)
— Архитектурная мастерская «Атриум» – «Динамичный покров» (26268)
— Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева – «Плетень» (17178)
— Архитектурная мастерская «Сергей Киселёв и Партнёры» – «Здоровье природы – здоровье города» (19366)
— «Миракс-проект» – «Городу будущего – чистый воздух» (33033)

Из протоколов заседаний жюри 1-го, 2-го и 3-го туров конкурса:
7 июля прошел 1-й этап конкурса, в котором определились пять финалистов:
ООО «БЕРНАСКОНИ» – проект «РОССИЯ» под девизом 30805, архитектурная мастерская М.Хазанова – проект «Russia Forever» под девизом 75757, архитектурное бюро «PAPER team arhitects»– проект «Буян-град. Города и легенды» под девизом 94173, АБ «Остоженка» – проект «Город перемен» под девизом 95959, BuroMoscow arhitects – проект «Окно в Россию» под девизом 18122.
За оригинальность идеи были особо отмечены проекты Архитектурной мастерской А.Асадова, ООО «А-Б студии» и архитекторов Кулиш и Липатова.
Подведение
итогов конкурса состоялось в деловом комплексе «Федерация» (2-й тур) и в ВВЦ (3-й тур). Заслушав проектные предложения участников конкурса, жюри постановило победителями 2-го тура конкурса считать сразу три работы: ООО «БЕРНАСКОНИ» — проект РОССИЯ; ООО «БЮРО» — проект «Окно в Россию»; Архитектурное бюро «PAPER team arhitects» — проект «Буян-град. Города и легенды».
Третье по счету рассмотрение работ выявило двух лидеров – ими стали проекты ООО «БЕРНАСКОНИ» и Архитектурного бюро «PAPER team arhitects».
Участникам конкурса было предложено доработать свои идеи с учетом замечаний, высказанных членами жюри, после чего и будет определен проект-победитель.

[thumb]/files/u2/f78ec91242f3bc356ce90a129861af96.jpg[/thumb]
Архитектурное бюро «PAPER team arhitects»– «Буян-град. Города и легенды» (94173). Победитель 2-го и 3-го туров.

Основная идея проекта заключается в создании образа, понятного и родственного как восточной, так и западной культурам, поиске общих основ миропонимания у древних славян и китайского народа.
Нижняя платформа павильона олицетворяет основы жизни, ее культурно-исторические корни. Белое плато – граница пустоты между нижней платформой (Земля) и кровлей (Небо) – бескрайность и чистота. Между Землей и Небом – Человек – главное действующее лицо. Кровля символизирует легендарный город-остров (Китеж, Буян). Колористическое решение имеет символическое значение: красный – это красота, золотой – процветание.
Авторы предлагают и другое толкование проекта: павильон как образ России, которую населяет множество народов, со своими традициями и культурой. Башни крыши-города с национальными стилизованными орнаментами разных народов рождают образ Буян-града, не вторгаясь на территорию человека (белое плато пустоты и свободы – городская площадь), но сохраняя тесную связь с землей, питающей их и служащей им основанием. Гармонизация отношений этой триады и есть идеальный город, город-легенда.
Центральное экспозиционное помещение, куда посетители смогут попасть с нижнего уровня по траволаторам, защищено крышей-тентом с башнями, внутри которых должны расположиться смотровые площадки. Особая роль отводится основному выставочному плато в виде бескрайнего белого поля с «сугробами-берлогами», испещренному отверстиями, сквозь которые просматривается голубая вода и зеленые острова. Сквозь кровлю пробиваются световые лучи, рождая эффект снегопада. «Сугробы» у одной стены выполнены в виде ступеней амфитеатра, у противоположной – служат выставочной плоскостью. Внутри «сугробов» – «берлоги», которые предполагается использовать для проведения временных выставок, лекций, конференций и т.д.
По периметру выставочного зала устраивается мобильная стеклянная стена-ширма, служащая защитой от непогоды и регулирующая естественную вентиляцию воздуха. Предполагается также организация парка с искусственными водоемами.

[thumb]/files/u2/dbdbd65817bcb0d937a72077e1e85095.jpg[/thumb]
ООО «БЕРНАСКОНИ» – проект «РОССИЯ» (30805). Победитель 2-го и 3-го туров.

Авторы пытаются представить Россию как мощное, постоянно самосовершенствующееся государство. Достижения страны продемонстрированы шестью тематическими экспозициями, включающими природу, урбанизм, экономику и политику, науку и технологию, искусство, человека, занимающими отдельные блоки павильона, ассоциирующимися с золотыми слитками, которые символизируют золотой культурный запас России.
Шесть блоков-параллелепипедов, соединенных между собой стилобатом – универсальным пространством, включающим общественные зоны, центральную площадь, вспомогательные и технические помещения и пр., отводятся под выставочные помещения.
Павильон облицован металлическими листами, стилизованными под золото (сплав на основе меди) и перфорированными рисунком в виде карты России и различными надписями. Конструктивная основа – из дерева, половое покрытие и уличные амфитеатры выложены из лиственницы.
Сооружение предполагается собрать из готовых конструкций из клееного дерева в течение 30-ти дней. Предусматривается доставка модулей фурами, подхватывающими настроение проекта – золотые кабины, банерная ткань с надписями.
Особое внимание уделяется экологичности здания, в частности использованы ресурсосберегающие технологии: солнечные батареи, система сбора и очистки дождевой воды, зеленые насаждения внутри павильона.
Авторами продумано послевыставочное использование павильона: «золотые слитки» преобразуются в отдельные временные выставочные павильоны, которые можно перемещать по всей стране.

[thumb]/files/u2/6ad6562815053f37db9bb3a2783fc0e0.jpg[/thumb]
BuroMoscow arhitects («БЮРО») – проект «Окно в Россию» (18122). Победитель 2-го тура.

Авторы предлагают открыть «окно в Россию», которым должен стать их выставочный павильон в Шанхае. Сооружение представляет собой открытую сцену-платформу, над которой на высоте 20-ти м возвышается эксплуатируемая зеленая кровля. Посетитель попадает внутрь по наклонной поверхности подиума. В глубине – экран 10х20 м, демонстрирующий символические образы России.
Фасады павильона-окна выполнены из полупрозрачной ткани, обтягивающей стальной каркас с двухсторонней обрешеткой. Применение металлических ферм позволяет устроить 70-метровый пролет без дополнительных опор.
Четыре этажа павильона заняты выставочными помещениями, связанными между собой рампами, которые также используются под экспозиции. Предусмотрено проецирование изображений на мембрану фасадов. Вдоль рампы организуются двухсветные выставочные залы, расположенные на разных отметках.
Большая часть четвертого этажа также отводится под экспозиции, кроме того, здесь будет устроена VIP-зона с переговорными, комнатами для отдыха, баром и русской баней, откуда предусмотрен выход на террасу. Из сада на крыше павильона открывается захватывающий вид на выставочную территорию.
Внутри павильон обшит доской из хвойного дерева, которой забраны пол и потолок.
На площади перед входом в павильон возвышается 20-метровая ель – точнее, ее обобщенный образ: тот же каркас, обтянутый тканью.

PS. Начинание президента Mirax Group С.Полонского, который, по слухам, узнав о том, что Россия на ЭКСПО-2010 будет представлена в общем «колхозном» павильоне, не смог с этим смириться и совместно с ОАО «ГАО ВВЦ» инициировал блиц-конкурс, позволило не только ознакомиться с тем, что носят нынче, но и с тем, что будет на пике завтра. Как известно из истории современной архитектуры, павильоны на международных выставках начиная с Хрустального дворца Дж.Пэкстона исполняют такую прогностическую функцию с завидной регулярностью.
Предварительная победа двух конкурсантов, судьбу которых, вероятно, решать будут где-то там, в плотных слоях атмосферы, политкорректно выдержана. Символически нагруженному, доведенному до формульной чистоты минимализму (проект «РОССИЯ» бюро «Бернаскони», кстати, ту же нишу занимает и проект «Окно в Россию» BuroMoscow architects, чем, вероятно, и объясняется его отсев после специально срежиссированного третьего тура) противостоит национально ангажированная архитектура, хоть и предусмотрительно модернизированная – можно сказать, до неузнаваемости (проект «Буян-град. Города и легенды» архитектурного бюро «PAPER team arhitects»). Оказавшееся весьма представительным эксцентрично-аттракционное направление нелинейной архитектуры (проекты «Динамичный покров» мастерской «Атриум» и «Городу будущего – чистый воздух» подразделения «Миракс-проект»), блобов (проект «Новая земля» архитектурного бюро Т.Башкаева) и, казалось бы, давно отошедшего ортогонального деконструктивизма (проекты «Город перемен» бюро «Остоженка», «Облако» мастерской «А-Б» и «Евразия» ПТМ «Атриум»), проблематичное, если не противопоказанное, в наших пенатах по технологическим причинам, равно как и негромкая и очень немногочисленная регионалистская линия (проект «Плетень» мастерской Т.Кузембаева), остались не у дел.
Удивительно, что при такой определенности предпочтений жюри обойденными оказались-таки отмеченные проекты «Краснокирпичный монообъем» Кулиша и Липатова и «Russia Forever» мастерской М.Хазанова с их обращением к архетипам форума-амфитеатра и стройплощадки. Вероятно, в первом случае не вполне очевидна привязка к отечественным реалиям, определенно дистанцированным от идеалов античности, во втором – державно-обидной выглядит сама постановка вопроса о перманентном пребывании в состоянии стройки.
Если говорить о прогностическом потенциале, то он скорее сосредоточен не в проектах-победителях. Бесспорно, наиболее вызывающе-футурологичен также отмеченный жюри проект мастерской А.Асадова «Отель-путешественник», переводящий дальнесрочные озарения первых десятилетий ХХ в. – от Циолковского до Крутикова – в коммерческий режим функционирования – с параллельным расширением гостиничной типологии.
Что касается будущего триумфатора, то это, как всегда, лотерея. Хотя универсальные объемы – слитки/боксы/параллелепипеды, глухие и перфорированные, прозрачные и полупрозрачные – сегодня выигрывают по всему миру – от арт-галереи в Мюнхене до музейного центра в Перми. Тем более если в качестве бонуса предусмотрены ресурсосберегающие «излишества» (в современном российском понимании) и гибкое послевыставочное использование…

[thumb]/files/u2/6b421dacaf6797b0ba1e6f3ef6f766db.jpg[/thumb]
Мастерская архитектора Михаила Хазанова – «Russia Forever» (75757). Финалист.
[thumb]/files/u2/bc812035a0445ea0debfae23931c4c14.jpg[/thumb]
Архитектурное бюро «Остоженка» – «Город перемен» (95959). Финалист.
[thumb]/files/u2/446fc73500153fb5729e26bfe0b5939b.jpg[/thumb]
Архитектурная мастерская А.Асадова – «Отель-путешественник» (01019). Отмечен жюри.
[thumb]/files/u2/15f9d0e12d8ffe5e1374db3334f8166a.jpg[/thumb]
ООО «А-Б Студия» – «Облако» (91011). Отмечен жюри.
[thumb]/files/u2/c6fcceba68201dbd1718585a103b2ce2.jpg[/thumb]
«Архитекторы Кулиш и Липатов» – «Краснокирпичный монообъем» (51020). Отмечен жюри.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о