Без рубрики

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИГОРЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА РОЖИНА

30 сентября 1908 года – сто лет назад – родился выдающийся русский архитектор И.Е.Рожин. Народный архитектор СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, орденоносец, профессор Московского архитектурного института.
В 1925 г. И.Е.Рожин поступает на архитектурный факультет Ленинградского высшего художественно-технологического института (бывшая Императорская Академия художеств). Уже студентом 2-го курса он начинает работать у архитектора И.А.Фомина, занимающегося в это время проектированием здания общества «Динамо» в Москве и Иваново-Вознесенского политехнического института. На следующий год его приглашают в мастерскую архитектора, академика (еще ИАХ) В.А.Щуко и профессора В.Г.Гельфрейха. С тех пор на многие годы судьба связала И.Е.Рожина с этими знаменитыми архитекторами, яркими представителями так называемой «ленинградской школы». Традиции этой школы И.Е.Рожин пронес через все свое творчество.
В середине 30-х гг. большая группа архитекторов Ленинграда была приглашена в Москву для участия в проектировании Дворца Советов. Вслед за В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейхом переезжает в Москву и И.Е.Рожин.

[thumb]/files/u11/ae34128dddd9c18cab3ed0f7a9d481f6.jpg[/thumb]
Игорь Евгеньевич Рожин.

Вместе с архитекторами Л.М.Поляковым, А.Ф.Хряковым, А.П.Великановым, Ю.В.Щуко, П.П.Абросимовым, Ю.В.Мухаринским (со всеми ними творческие пути Игоря Евгеньевича пересекаются на протяжении многих лет) начинается огромная работа над проектом и строительством Д.С.: металлический каркас был смонтирован до шестого этажа, были разработаны рабочие чертежи всех основных помещений. Работы были остановлены вместе с началом войны. После войны идея Д.С. как-то сама собой отпала. В то же время И.Е.Рожин принимает участие в разработке проектов Государственной библиотеки в Москве и областного театра в Ростове-на-Дону.
В 1939 г. в Москве на Краснопрудной улице по проекту И.Е.Рожина был построен жилой дом, в архитектуре которого ярко проявились основные черты будущего стиля мастера: ясность основного замысла, скупость средств и внимательная прорисовка деталей.
Первой самостоятельной работой 23-летнего архитектора были трибуны хоккейного поля на стадионе «Динамо» в Ленинграде. Эта работа открыла большой список «спортивных» работ мастера. Главной из них, несомненно, стал проект и осуществление крупнейшего в стране спортивного комплекса – Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Москве.
Особым качеством этого проекта является его градостроительное решение: на месте мелких предприятий, огородов и складов была создана великолепная зеленая зона. С постройкой моста Комсомольский проспект и проспект Вернадского объединились в Юго-Западный луч, началом которого теперь служит вновь возведенный Храм Христа Спасителя. В последующие годы И.Е.Рожин работает над расширением Центрального стадиона: проектирует и строит Детский городок и спортивный зал «Дружба». К Олимпиаде-80 он участвует в возведении спортивного комплекса с гребным каналом в Крылатской пойме. Спустя четыре года проектирует для Болгарии легкоатлетический манеж, перекрытый перекрестно-стержневыми конструкциями системы МАрхИ.
Большое место в творчестве Игоря Евгеньевича занимает проектирование и строительство Московского метрополитена. По его проектам создана станция «Электрозаводская» (совместно с В.Г.Гельфрейхом), «Парк культуры» (кольцевая), «Смоленская» (глубокого заложения). В этой архитектуре ярко проявился стиль мастера: ясность и классичность основного замысла и четкое следование ему в разработке всех деталей.
В 1951 г. И.Е.Рожин был включен в авторский коллектив проектировщиков Дворца культуры и науки в Польской Народной республике. Это уникальное по своему составу сооружение включало в себя зал конгрессов, выставочные залы, театр на 800 мест, плавательный бассейн, кукольный театр, академию наук и множество других помещений. Это здание стало архитектурным центром Варшавы. Поставленную задачу авторы выполнили, однако в сегодняшней Польше отношение к этому зданию, мягко выражаясь, неоднозначно.

[thumb]/files/u11/427cb150e63dfe8d5e130d7d479a7772.jpg[/thumb]
Проект жилого дома на Тверской улице.

В это время по проекту И.Е.Рожина и А.П.Великанова было построено здание Советского посольства в Варшаве. Отлично прорисованный входной портик, строго классические, сдержанные формы фасадов, выполненные целиком из естественного камня, придают зданию исключительно торжественный вид.
В 1953 г. на улице Горького был построен жилой дом. Он сразу привлек внимание монументальной мощью и одновременно той же ясностью основного замысла, что и жилой дом на Краснопрудной 1939 года. Мастер остался верен себе.
В 1958 г. И.Е.Рожин возглавил авторский коллектив, созданный для проектирования и строительства первого города-спутника Москвы – Зеленограда. Это должен был быть город в полном смысле этого слова. Кроме жилых районов с соответствующей инфраструктурой в нем имеются учебные заведения, промышленность, научные институты и все городские учреждения. Эта сложнейшая задача была коллективом успешно решена, и сейчас город успешно функционирует, хотя его численность, по сравнению с проектной, увеличилась в разы. Однако, планировочная структура, система транспортных магистралей и функциональное зонирование сохранились, подтвердив правильность градостроительных идей, заложенных в проекте.
В дальнейшем И.Е.Рожин много времени уделил решению градостроительных задач. Он участвует в конкурсах на планировку и застройку центров Ульяновска, Баку, Новороссийска, Керчи и Симферополя.
Вообще, конкурсы занимают важную роль в деятельности мастера, начиная с первого конкурса на Дом Советов Выборгского района (1930 г.). Всю свою творческую жизнь он принимает участие в конкурсах: Дворец Советов, метро «Автозаводская» и «Электрозаводская», Крещатик, Радиодом, Дом правительства в Вильнюсе, послевоенный Дворец Советов, центр Зеленограда, туристические гостиницы, «Тэт Дефанс» в Париже.
В июле 60-х гг. Рожин проектирует здание посольства СССР в Анкаре. Архитектуру сложного, стоящего на рельефе комплекса отличает свойственная мастеру ясность общего архитектурного решения и четкое следование ему в решении отдельных составляющих.
Последним крупным проектом было завершение комплекса гостиницы «Москва», создание нового корпуса, выходящего на Театральную площадь. Решалась крупная градостроительная задача: не нарушая архитектуру существующей гостиницы, органично вписать ее новый корпус в архитектуру площади. И эта задача, по общему мнению, была решена.
На протяжении всей творческой деятельности Игорь Евгеньевич активно работает над созданием памятников, мемориальных композиций и памятных досок. Он сотрудничает с видными скульпторами: М.Манизером, О.Манизером, А.Кибальниковым, В.Федоровым, О.Иконниковым, Х.Геворкяном и др.
Большую роль в жизни И.Е.Рожина занимала преподавательская работа. Он преподает в Московском архитектурном институте с 1935 по 1964 гг., потом в б. Строгановском и, наконец, с 1972 г. заведует кафедрой общественных зданий в МАрхИ. Преподавая в институте, он совместно со своими коллегами по кафедре В.Ф.Зубаревой, Т.В.Поляковой, С.Я.Кузнецовой, В.В.Ауровым, А.И.Матвиенко и другими участвует в конкурсах на центры Баку, Керчи, Симферополя, Новороссийска, ипподрома и велотреков в г.Летнокапе.

[thumb]/files/u11/cb5629186bec66c0007098d45646cdf2.jpg[/thumb]
Проект надземного вестибюля станции метро «Парк культуры».

В творческой деятельности Игорь Евгеньевич Рожин всегда следовал своим основным творческим принципам: ясности основного замысла, скупости средств и внимательной прорисовке деталей. Это продолжение традиций его учителей В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейха, представителей ленинградской школы архитектуры.

Заведующий кафедрой
архитектуры общественных
зданий
профессор В.В.Ауров,
Профессор А.А.Великанов

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments