Дизайн

Об арт-измерении каррарского мрамора

ПОВЫШАЯ ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
История карьеров в районе Каррары восходит еще к началу первого века до н.э., что засвидетельствовано римским историком Плинием. Из каррарского мрамора, в частности, выполнены колонна Траяна и триумфальные арки Тита и Септимия Севера.
Современная эпоха с ее демократизацией потребительского адреса при параллельном совершенствовании технологических средств повлекла за собой решительное наращивание объемов камнедобычи. Из пиленых блоков весом десятки тонн нарезаются слэбы, используемые на стройплощадках всего мира в качестве облицовочного материала. Помимо этого, блоки поступают в местные арт-мастерские, работающие в основном под конкретный заказ.
Тем самым добыча и обработка мрамора в Тоскане характеризуется высокой добавленной стоимостью, связанной с мобилизацией и культивированием артистического и ремесленного начал. Так, владелец карьера Микельанджело под Каррарой Ф.Барратини не только декларирует заинтересованность в привлечении к работе в своих художественных мастерских известных дизайнеров и скульпторов, но и учредил «Премию Микельанджело», обладателем которой уже стали такие мировые знаменитости, как Д.Караван, Дж.Помодоро, Ф.Бодини.


Выставка «STONE STYLE, территория и дизайн» в Карраре. Биоморфная инсталляция во дворике бывшего монастыря Св.Франциска – фокус притяжения дизайнерских объектов и мизансцен. Дизайнер Д.Сантакьяра.

Другие компании-производители, лежавшие на нашем пути – Franchi Umberto Group и MarmiCarrara, Henraux и Italmarble Pocai, Furrer и Bundles – наряду с разработкой собственных карьеров и транспортировкой камня из других стран и регионов стремятся разыграть свою карту, специфицировать собственный художественно-эстетический и технологический профиль по отношению к конкурентам. Так, Furrer специализируется на изготовлении флорентийской мозаики, а Bundles — на придании камню рельефной текстуры с возможным окрашиванием западающего прорезного рисунка – последний может быть как абстрактно-геометрическим, так и фигуративным (у них есть своя фишка — рельеф-обманка под крокодиловую кожу: Cocodrillo в трех различных цветовых сочетаниях).
По форме собственности это как семейные компании, так и акционерные общества. Между ними имеется существенная разница – во втором случае начальный капитал должен составлять не менее 15 млн евро.

ВЫЗОВ – ОТВЕТ
Масштаб и диверсифицированность камнедобывающей и обрабатывающей промышленности Тосканы впечатляют, однако без червоточины не обходится. Члены российской делегации обратили внимание на необратимость массированного рукотворного вмешательства в невосполнимые ландшафты – зримую метафору того, что М.Буравой в рамках своей концепции трех волн маркетизации обозначил как коммодификация природных ресурсов.
Руководитель мастерской «Моспроекта-3» С.Козырев предложил даже в качестве темы студенческого конкурса разработать артистическую и – одновременно – природоохранную программу-сценарий корректирующего уравновешивания интервенции человека в существующие ландшафты, уродующей как силуэтную линию Апианских Альп, так и их текстурно-колористическую палитру, когда в господствующий зеленый тон грубо и зримо вторгаются крупные белесые пятна-проплешины, случайные по своей сути. Целью конкурса могли бы стать гармонизация и реабилитация сложившихся природных ландшафтов с последующей возможной организацией специальных туристических маршрутов, ориентированных на поклонников лэнд-арта.
Данная программа фактически вводит в профессиональный обиход новый социально-художественный феномен на стыке лэнд-арта, ландшафтной архитектуры и охраны природных комплексов, развивающий в экологическом ключе активность по преобразованию и остранению «потерпевших» ландшафтных паттернов (среди наиболее известных представителей — Кристо).


Спиленная гора,
бывший карьер под Каррарой.

Как стало ясно чуть позднее, сами итальянцы не только задумываются об этом щекотливом предмете, связанном с преодолением или минимизацией последствий антропогенного вмешательства в природное окружение, но и активно ищут способы если не превращения минусов в плюсы, то, по крайней мере, смягчения ситуации. Мы стали свидетелями их успешного продвижения в этом направлении.
Речь идет об одном из отработанных мраморных карьеров под Каррарой – Джойя, где Carrara Fiere был организован гала-ужин Welcome Angels. Это была репетиция перед будущей выставкой «СarraraMarmotec-2010». Пиранезианский масштаб спиленной горы при столкновении лицом к лицу, когда посетитель оказывается в бывшем ее нутре, потрясает воображение. В геометрическом центре, на дне образовавшегося кратера устроена импровизированная круглая сцена, обвиваемая серпантином дороги с обширной площадкой наверху. Уступы нависающих скал, точнее, того, что от них осталось, также отданы под сценические пятачки. Титанические срезы используются как экран, на который проецируется изображение того, что происходит на центральной сцене — в нашем случае это была пантомима. Была еще инсталляция из мраморных изделий и обломов вперемешку с полными и полыми мешками, а также джазовая певичка с шевелюрой под Анжелу Дэвис, забравшаяся на одну из сценических точек. Другие скальные уступы были маркированы светящимися пластиковыми пуфами локальных цветов. Все это атмосферно напоминало заброшенный пром, ревалоризованный и приспособленный под современные культурно-развлекательные функции. Версия гезамткунстверка начала XXI столетия.
Возвращаясь к теме экокорректности — вопрос остается открытым: можно ли считать данный проект, в рамках которого рукотворное явно превозмогает и подчиняет себе природное, реабилитацией изнасилованного ландшафта? И победит ли «человеческое, слишком человеческое» в этом очном поединке?..

«STONE STYLE, территория и дизайн»
В Центре пластических искусств, бывшем монастыре Св.Франциска в Карраре, открылась одноименная выставка по проекту миланского дизайнера Д.Сантакьяры, со слов организаторов служащая увертюрой к «СarraraMarmotec-2010». Ее главный месседж, как это сформулировал президент Carrara Fiere Дж.Бьянкини – «от карьера к арт-мастерской». «Каррара с прилегающими территориями является своего рода фабрикой, где смешиваются знания, традиции, история, культура и взгляд в будущее; знаменателем же выступает волшебный камень – мрамор».
Организаторам выставки удалось привлечь к участию в экспозиции архитекторов и дизайнеров с международными именами – от А.Меда до К.Кума. Ее основная черта – разнонаправленность творческих векторов: от следования в фарватере «органического декона» в духе З.Хадид (Ф.Тинколини) и структурного минимализма (К.Кума) до биоморфизирующих образов (Э.Тонуччи, Э.Баблед) и фактурного иллюзионизма (Арома Итальяно). Камень – мрамор, но не только – благодаря современным технологиям его обработки оказывается довольно податливым, в том числе для выражения самых ярких пластических переживаний, материалом.


С выставки «STONE DESIGN» в бывшем монастыре Св.Августина в Петрасанта.
Из экспозиции на нижней галерее. «Кот». Скульптор Б.Соренсен.
Из экспозиции на верхней галерее. «Пьяцца». Скульптор Д.Караван.
Мизансцена из objets trouvees в духе Тенгли-Колдера на площадке рядом с монастырем.

Камерная экспозиция, занявшая небольшой монастырский дворик, держится на единственном сверхприеме: разножанровые и разногабаритные экспонаты группируются вокруг разлапистой мегаструктуры – гигантской надувной белоснежной биоскульптуры, заполняющей собой едва ли не все закоулки клуатра. Она намеренно контрастирует с человеческим масштабом разбросанных в промежутках – если точнее, у нее в промежностях — дизайнерских объектов и мизансцен. Плакатно просто и эффектно, так что успех у публики заведомо гарантирован.

«STONE DESIGN»
Петрасанта, в переводе «священный камень» — крохотный средневековый городок неподалеку от станции Масса Сентра, нашедший свою нишу в международной культурной и художественной жизни, став местом проведения фестивалей современной скульптуры, которые собирают звезд со всего мира. Выставка и фестиваль проводятся в бывшем монастыре Св.Августина, занимая не только верхнюю и нижнюю галереи, но и захватывая прилегающие пространства, включая площадь перед городским собором.
И опять – та же намеренная широта, подчеркнутое приятие различных творческих направлений и манер – от сюрреализма и абстракции до гиперреализма и преемственного развития линии Тенгли-Колдера.
Эта новообразованная традиция восходит к началу 1980-х гг., когда нидерландский арт-критик Дж.Мюлендорф предложил организовать в Петрасанте на базе складывавшейся художественной коллекции местный музей скульптурных слепков и эскизов. В основу коллекции, получившей название «ДокументАрт», положены работы скульпторов, подаривших городу свои работы, по преимуществу – эскизы и модели: всего порядка шестисот скульптур, принадлежащих трехстам мастерам из разных уголков мира.
Музей динамично развивается – сегодня он уже организует передвижные выставки в различных странах и регионах.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о