Архитектура

ЛАНДШАФТНАЯ СКУЛЬПТУРА ОЛИМПИЙСКОГО СОЧИ

Об олимпийском облике Сочи заговорили в 2007 г., когда решением МОК город был избран столицей зимних олимпийских игр 2014 года. Согласно последним официальным сводкам, к открытию Олимпиады уже завершается строительство 11 спортивных сооружений общей вместимостью 200 000 зрительских мест. Среди наиболее крупных архитектурных объектов — Центральный стадион на 40 000 мест, Ледовый дворец спорта для фигурного катания, Большая и Малая ледовые арены для хоккея, конькобежный стадион, биатлонный спортивный комплекс, санно-бобслейная трасса мирового уровня, сноуборд-центр и другие спортивные сооружения.
Между тем, грядущая Олимпиада преображает весь город, инициируя возведение новых объектов и благоустройство мест, предназначенных для гостей олимпийских игр. Заметные изменения сопровождают архитектурно-ландшафтную среду города, в том числе и трассы дорог, которые приводятся в соответствие с современными требованиями и новым олимпийским статусом.

Сочи характерен парадным проездом через город. Его главные пассажирские магистрали следуют между горами и берегом моря, предлагая приезжим созерцание великолепного зрелища, вовлекая их в неповторимую курортную среду. Исторические и новые санатории особенной — сочинской архитектуры, погружённые в тропическую зелень, возникают перед взглядом путешественников, сообщая им важную новость: вы приехали в южный город-курорт.
Но одновременно Сочи становится крупным международным спортивным центром – местом проведения зимних соревнований. И в сторону Красной Поляны уже тянутся обновлённые маршруты. Контрастное сочетание тёплого моря и снежных вершин – уникальное достоинство города отдыха и спорта. Кто первым сообщит об этом приезжающим? Как они узнают, что где-то рядом их ждёт гостеприимная русская Зима? Очень просто: глядя из окна автомобиля или железнодорожного вагона. Об этом позаботились разработчики Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, выполненной группой компаний ПРОЕКТ-КС / ГРАНД ПРОЕКТ СИТИ / АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ А.АСАДОВА.

Концепция разработана для территории от Сочинского тоннеля до аэропорта Адлер и от аэропорта Адлер до Красной Поляны. Предметом её заботы являются: оформление окружающей застройки и придорожной полосы автотрассы; архитектурно-художественное оформление транспортных развязок и порталов тоннелей; реконструкция и проектирование подпорных стен, ограждений территорий, объемных сооружений; мачт освещения; остановок; ландшафтное благоустройство и озеленение.
Развязки и тоннели – наиболее ответственные участки сочинских железнодорожных и автомобильных трасс. Это символические пространственные переходы или даже завихрения, привлекающие к себе особенный интерес путешественников. Здесь трансформируются масштаб и ракурсы восприятия, меняются освещение и динамика видовых кадров, пробуждается воображение. Особое внимание этим важным пунктам или участкам пути уделено и в проекте.

Об истории эстетического освоения сочинских транспортных артерий и перипетиях воплощения этой уникальной концепции журналу АВ рассказал один из её авторов — руководитель компании ПРОЕКТ-КС Карен Сапричан.
С чего же всё началось?
К.С.
Идея художественного оформления сочинской автотрассы родилась задолго до Олимпиады. В своё время она обсуждалась с представителями отделения Автодор ДСД Черноморье, в ведении которого находится много развязок и тоннелей. Ещё тогда мною были выполнены предложения по порталам тоннелей, в том числе, представлена эта прорезная… просечная… снежная оболочка. Одновременно предлагались и кольца, которые вначале имели немного иную конфигурацию.

Если Олимпиада ещё не обсуждалась, чем объяснялись тогда эти довольно символичные кольцевые формы?
К.С.
В то время кольца ещё не были олимпийскими и представляли собой проездные арки, сквозь которые должны были двигаться автомобили (позже я объясню, почему изменились форма и местоположение этих ворот).
Потом, в ходе подготовки к Олимпийским играм, мы вместе Александром Асадовым участвовали в разработке единой олимпийской концепции оформления Сочи, в которую входило благоустройство, малые формы, фасады зданий, цветовое решение кровель… Сюда также вошла тема дорог и въездных тоннельных порталов. Нас вместе с нашими идеями привлёк к работе начальник департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин. Предложенные Автодору наработки пришлись к месту (или ко времени) и органично вошли в общую концепцию.

Как быстро удалось найти единомышленников не только в проектировании, но и в воплощении этой необычной идеи?
К.С.
Мы сами реализуем свои проекты, поскольку я возглавляю не только архитектурную, но и строительную компанию. Ещё во время работы в Ханты-Мансийске я сотрудничал с Нодаром Канчели, который обеспечил нас опытными инженерами, строителями… Оформление парка Победы, площади Спортивной славы – воплощение малых форм, скульптуры, металлоконструкций – дело наших рук. Наземную часть пирамиды высотой более 60 метров тоже возводили сами – металлический каркас, ограждающие конструкции, облицовка (в том числе, 300 кв.м рельефа), дизайн интерьеров. Это кредо нашей компании: лучше, точнее тебя самого твой проект никто не воплотит.

Теперь самое время рассказать об истории перевоплощения ваших дорожных колец…
К.С.
В данном случае в процесс вмешалась глиссада – траектория снижения самолётов аэропорта Адлер, проходящая над этим местом. В процессе согласований первоначальную высоту колец пришлось уменьшить с 22 до 14 метров. Через такой небольшой диаметр мы смогли пропустить только одну дорожную полосу. Остальные арки «выкатили» на обочины и они стали ещё больше походить на кольца. Однако я понимал, что нельзя принимать лобовое решение. Объект должен работать и после Олимпиады, поэтому нужен достаточно условный, неоднозначный образ, вызывающий вопросы.

В связи с этим действительно хочется спросить, как будет расцвечена внешняя поверхность колец?
К.С.
Снаружи кольца останутся белыми – этот зимний цвет должен их объединить, а олимпийские цвета континентов, покрывающие внутреннюю поверхность, проглянут только в прорезях названий. Ведь это не часть олимпийской символики, а только намёк на неё. Это тема гостеприимства Сочи, как одного из городов России, где будут проводиться и другие международные соревнования.
Хотя на первых обсуждениях предлагалось демонтировать кольца после проведения Олимпиады, мы отстояли вневременную концепцию. Поэтому наши сооружения осуществлены компанией Гидромонтаж в надёжных, долговечных стальных конструкциях, опирающихся на мощные свайные фундаменты. Наружные поверхности выполнены из немецкого алюминиевого сплава Алювол. Регион Сочи – пятый по ветровым нагрузкам, и наши кольца построены так, что смогут им противостоять. Кроме того, конструкции колец рассчитаны на значительные температурные расширения. Поэтому инженерная тема здесь не менее важна, чем художественная.

Что можно сказать об оформлении въездов в тоннели, которое в процессе работы, наверное, тоже претерпело изменения?
К.С.
История этих сооружений развивалась одновременно с работой над кольцами, пройдя путь от Автодора к единой олимпийской концепции и реализации РЖД.
Прорезная тема весьма органично выглядит зимой, поскольку снега в этих местах бывает достаточно много. В облицовке (также как и в отделке колец) поверх стального фахверка применён немецкий сплав Алювол. Это очень прочный материал, только по устойчивости цвета имеющий 25 лет гарантии. Материал дорогой, но долговечный, рассчитанный на десятилетия.
Кроме того, его почти белые, матовые поверхности очень восприимчивы к художественной подсветке. В зелёном свете прорезные оболочки даже напоминают растительные орнаменты. Однако, также как и кольца, это абстрактные декоративные элементы, которые тоже должны вызывать вопросы.

Один из них: так ли просто разглядеть из поезда эти декоративные порталы?
К.С.
Об этом спрашивают достаточно часто. Между тем в Сочи автомобильная и железная дороги зачастую идут параллельно, и обрамления тоннелей устраиваются именно в таких местах. Поэтому порталы становятся объектом многостороннего восприятия.
Вообще, если говорить о творческом жанре – это современная пластическая скульптура. Одновременно это уникальные конструкции — нерегулируемая структура, аналогов которой я в России не нашёл. Из наших конструкторов только Андрей Безруков взялся за это сложное дело. Сегодня в России это один из наиболее серьёзных, увлечённых профессионалов.

И всё-таки, это инженерное сооружение или скульптурная форма?
К.С.
Это сложно сказать, не менее сложно, чем спроектировать, изготовить и построить. В шарах каждой вершины – до восьми координат. В изготовлении этих шаровых узлов принимал участие институт, где производятся космические спутники. Заказчик предлагал упростить эту структуру до регулируемой. Скажем, в сочинском аэропорту применены подобные пространственные сетки, где в каждую вершину под определёнными углами приходит до четырёх-шести узлов. Их можно унифицировать и тиражировать. В нашем случае каждая вершина уникальна. Оболочка повторяет изгибы природного рельефа, превращаясь из инженерного сооружения в неповторимую художественную форму.

Судя по фотографиям, эта живая форма периодически меняет и свой цвет?
К.С.
В отличие от статичного освещения колец, здесь применена динамическая подсветка. Благодаря этому оболочка изменяет не только цвет, но также общее настроение. Система освещения также уникальна, как и конструкция. В её разработке принимали участие специалисты известной компании Свет_Звук_Консалтинг, участники проекта Экспо в Шанхае. Здесь используются светодиоды со сроком действия около десяти лет и весьма низкими затратами электроэнергии.

Придорожные кольца кажутся продолжением или порождением многоуровневой транспортной развязки Адлерское кольцо. С одной стороны, эти современнее скульптуры напоминают колёса аттракционов или воплощение головокружительных воздушных петель Нестерова. Последнее впечатление вполне отвечает близости аэропорта Адлер. Оно смогло появиться в результате изменения первоначальной концепции, перемещения колец и установки большинства из них почти параллельно магистрали, в направлении движения автомобилей.
Есть и другие, более глубокие ассоциации, перекликающиеся с недавними археологическими открытиями древней архитектуры на местах прокладки новых сочинских автотрасс. Но сверкающие перстни, «обнаруженные» при строительстве Адлерского кольца и соразмерные каким-то вымышленным гигантам, могли бы иметь скорее мифологическое происхождение.
На самом деле блестящие кольца – это сокровища самой Зимы, оставленные здесь как напоминание о сверкающей роскоши заснеженных горных склонов, алмазном блеске ледяных конькобежных трасс и крутых дугах санных спусков. О зимней принадлежности говорят и прорезные геометрические орнаменты внутренней поверхности колец, так похожие на кристаллическое строение снежинок или ледяного инея.
Архитектурные ювелиры Зимы продумали все нюансы оформления этих украшений. Для отчетливого прочтения орнамента прорезная конструкция внутренней поверхности выполнена на относе. Прорезные надписи на внешней стороне колец, сделанные на русском и английском языке, демонстрируют международное предназначение этих именных изделий. А размеры зимних украшений и ракурсы их расположения позволяют прочитать названия издалека в любое время, поскольку ночная подсветка делает восприятие символических скульптур круглосуточным. Адлерское кольцо – это главная развязка всего Сочи. Через его изгибы проходят все, кто приезжает в город.

Порталы тоннелей – это ворота Красной поляны, удалённой от города, но доступной благодаря современным скоростным магистралям. И если в оформлении колец зимний орнамент – только лёгкий намёк, то в обрамлениях транспортных пещер мозаичные поверхности изморози или лучи снежинок – главный мотив. Кстати, не лишним будет упомянуть о предпринятых мерах по защите «снежных» порталов от настоящего обледенения – образования сосулек. Для этого предусмотрена специальная система обогрева. Другая защита – от избыточного «северного сияния» — обеспечивает легкий отражённый свет, не способный ослепить водителей транспорта.
Кто-то увидит в оформлении порталов сходство с прорезными наличниками деревянных домов – такие можно увидеть в разных городах и деревнях России. Это древние орнаменты-обереги, призванные охранять входы в жилища и завораживающие взгляд своими изысканными кружевными переплетениями.
Вместе с тем, блеск металла и тщательная огранка кристаллов из волшебного сплава снова возвращают к теме драгоценных украшений. Ибо изящество исполнения, несмотря на архитектурный масштаб скульптурных объектов, сохраняет за ними статус волшебных рукотворных изделий, выполненных цехом опытных мастеров, которые, безусловно, обладают важными профессиональными секретами. И, наконец, в ряду этих ассоциаций видится ещё один образ – сверкающих наград, которые ожидают победителей олимпийских соревнований.

Предъявленный творческий и технологический подход, состоящий в комплексном авторском проектировании-строительстве, отработан компанией ПРОЕКТ-КС на целом ряде уникальных объектов. Он позволяет авторам не только воплотить первоначальный замысел, но также при необходимости оптимально скорректировать его в процессе воплощения, умножая художественные достоинства произведения.
Надо отдать должное не только творческим, но также организационным способностям руководителя ПРОЕКТ-КС Карена Сапричана. Выпускник московского Строгановского училища, архитектор, художник-монументалист сумел объединить высоких профессионалов разного профиля — как проектировщиков, так и строителей — для решения весьма сложных, многоплановых задач.
В итоге авторам концепции удаётся достичь не только высокого уровня исполнения, но также желаемой художественности, музыкальной абстрактности образов. Это подтверждается неоднозначными ассоциациями, которые сопровождают новые скульптурные объекты олимпийского Сочи. При этом, наиболее общим и устойчивым впечатлением здесь, безусловно, является предчувствие снежной Зимы.
Архитектурно-художественное оформление транспортных магистралей – не что иное как опознавательные дорожные знаки, выставленные на обозрение гостеприимной русской Зимушкой. Выражаясь современным языком, это особые периферийные устройства — информационные гаджеты снежных склонов и ледяных полей, которые приглашают своих гостей не только на Олимпийские игры, но в целый мир зимних развлечений и достижений.

Материал подготовила А.-Л.Гострем


Портал в зимнем антураже. Проектное решение.


Пространственная схема расположения колец.


Вид с нижнего уровня развязки.

Фрагмент сооружения.


Единая концепция архитектурного развития территории проведения ХХII Олимпийских Зимних и ХI Паралимпийских игр 2014г. в г.Сочи.
Совместный проект ПРОЕКТ-КС \ ГРАНД ПРОЕКТ СИТИ \ АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА, Проект: 2010
Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: А.Р Асадов., К.В.Сапричян,
ГАП Е.А.Вдовин, ГИП Н.А.Федоров, ведущий архитектор Б.И.Насыров,
Архитекторы: А.А.Асадов, А.Ю.Порошкин, А.В.Штанюк, М.М.Малеин, Д.А.Зражевский, А.В.Зарубина, И.В.Корнеев
Партнеры по строительству:
ООО «Металлфасад»,
ООО «СМК»,
ООО «Свет. Звук. Консалтинг»,
ОАО «Гидромонтаж».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о