Градостроительство

КРЫМСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ – ШАГ В НАПРАВЛЕНИИ ОБУСТРОЙСТВА ЕДИНОГО ПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА

Площадь Крымской набережной – 45 тысяч м2
Длина набережной – 1 км
Площадь озеленения – 10,7 тысяч м2
Площадь павильона на Фонтанной площади –275 м2
Площадь павильона на «Зеленых холмах» – 35 м2
Площадь павильона велопроката – 200 м2

Авторский коллектив: рук. бюро – Д.Ликин, О.Шапиро; ведущий архитектор проекта: М.Козлов; архит. М.Гулида, А.Зайцева, Р.Кучуков, Д.Мельник, Т.Полякова, А.Прошкуратова, А.Рычкова, Т.Скибо, М.Ярмаркина; при участии Ю.Белова, А.Карнеевой, О.Лебедевой, А.Масловой.
Гл. инж. проекта: Д.Белостоцкий, И.Михальчук. Озеленение: А.Андреева. Освещение: А.Харченкова
Конструкторы павильонов: Nussli (консультации), WernerSobek
Консультанты по искусственному ландшафту: LDA Design
Проект фонтанов: Эдлайн


Струйный фонтан «сухого типа» перед зданием ЦДХ. Фото Е.Грачевой.

В конце сентября были завершены основные работы по комплексному благоустройству Крымской набережной. По сути, это первый линейный ландшафтный парк всесезонного использования в центре Москвы. Важность события еще и в том, что набережная, полностью отданная пешеходам, появилась на месте автомобильной дороги, и, согласно заверениям Москомархитектуры, это только первый шаг на пути реконструкции прибрежных территорий: в настоящее время в Комитете прорабатывается проект «Москва-река», призванный вернуть городу прибрежные территории.
Участок проектирования общей протяженностью порядка 1 км берет свое начало от Крымского моста и проходит вдоль границы Парка искусств Музеон, оказываясь его продолжением и развитием. Разработкой проекта набережной занималось архитектурное бюро Wowhaus, отдельные архитектурные элементы выполнила мастерская Евгения Асса. Решение о необходимости преобразования данной территории в общественное пространство было принято еще в феврале 2013 г. на первом заседании Совета по общественным пространствам при мэре Москвы. Тогда же авторами проекта Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро были представлены первые концептуальные предложения. А уже в апреле начались строительные работы.
Новая пешеходная зона сменила не слишком загруженную, если не сказать – бесцельно простаивавшую четырехполосную магистраль. Исчезла также автозаправка, располагавшаяся у подножия Крымского моста. Как рассказал О.Шапиро, в соответствии с результатами специально проведенного инженерами-транспортниками исследования, исключение магистрали из общей дорожной сети города на транспортную ситуацию повлиять никак не могло. Зато возникает связь малообитаемой части между ЦДХ и парком Музеон с водой, демонтируется разделяющий их забор, создается фактически единая парковая территория, спускающаяся непосредственно к парапету набережной Москвы-реки.


«Зеленая петля» — большая урбанистическая программа, направленная на организацию пешеходной оси, связывающей Воробьевскую набережную, парк им. Горького, Крымскую набережную, Бульварное кольцо, новую и старую Третьяковку. В перспективе предполагается устройство моста через Водоотводной канал от 3-го Голутвинского переулка к северо-западной части Болотного острова.

Вся территория набережной условно разделена на четыре основных зоны, перетекающих одна в другую: пространство под Крымским мостом / зона «Вернисаж» / Фонтанная площадь / «Зеленые холмы». Каждая из них имеет свое функциональное и тематическое назначение, подчеркнутое архитектурными и художественными средствами. Связующим мотивом становится образ волны, прослеживающийся и в криволинейных очертаниях скамеек, и в трассировке пешеходных и велосипедных дорожек, и в искусственно созданном рельефе – большая часть территории имеет легкие всхолмления, какие-то озелененные, другие — мощеные, отличающиеся по своей протяженности.
Основная функция участка, расположенного под Крымским мостом – соединить набережную с парком Горького. Эта часть, уютно упрятанная под сенью моста, стала местом культурного досуга горожан. Здесь разместились сцена, два деревянных амфитеатра и сюита подсвеченных изнутри скамеек из искусственного светопрозрачного камня и металла. Сразу за мостом посетителей встречает деревянный павильон общей протяженностью 210 м, построенный по проекту бюро «архитекторы асс». В основе его образа – волнообразная же кровля, поддерживаемая деревянными колоннами, между которыми можно прогуливаться, не опасаясь дождя. Это место задумывалось как арт-галерея, где художники могли бы экспонировать свои работы – на смену ранее использовавшемуся в этом качестве подземному переходу.
Пожалуй, основной точкой притяжения нынешней набережной можно считать Фонтанную площадь, занимающую центральное место в веренице общественных пространств нового парка. Фонтанной она названа потому, что все ее пространство занимает эффектный струйный фонтан «сухого типа» – технология, редко использующаяся у нас. Здесь нет привычной чаши, наполняемой водой — 203 управляемые форсунки встроены непосредственно в мощение набережной. При необходимости фонтан можно отключить, и на его месте появится обычная площадь. От реки эта территория отделена липовой аллеей, причем расположение деревьев повторяет ритмику фонтанных струй. Липы высажены в классическом порядке регулярного французского парка, их корневая система упрятана в специальных коробах c тщательно продуманной системой вентиляции и орошения. Таким образом, деревья не будут страдать от антропогенного воздействия — постоянных пешеходных потоков. Особое внимание авторы уделили подсветке площади. Помимо того, что здесь установлено более 400 светильников, обеспечивающих динамическое освещение, сами фонтанные струи можно использовать в качестве экрана для маппинг-шоу. Довершает картину необычная уличная мебель, равномерно распределенная по периметру площади и вдоль липовой аллеи – белые металлические табуреты и кресла.


Павильон художников перед зданием ЦДХ. Фото Ю.Бражникова.

Восточная сторона набережной – это зона «Зеленых холмов». Холмы, покрытые зелеными газонами с декоративными травами, сменяются пригорками, поросшими деревьями и кустарниками – кленами, боярышником, рябиной и даже маленькими яблонями. В центре расположен небольшой искусственный пруд. Разнообразие созданного природного ландшафта дополняют мощеные пешеходные и велосипедные дорожки, деревянные скамейки и лежаки, врезанные в озелененные склоны, которым также придана форма волны.
Собственно архитектура представлена четырьмя павильонами, три из которых уже построены, а завершение строительства последнего, расположенного на месте автомобильной заправки, намечено на конец 2013 г. Все павильоны выполнены преимущественно из стекла и стеклопрофилита. Деревянные конструкции, благодаря сплошному остеклению, открыты вовне. В ночное время павильоны ярко подсвечены изнутри, выступая в роли огромных светильников-маячков.
Один из павильонов, ближайший к 3-му Голутвинскому переулку, оборудован специальной бетонированной кровлей-пандусом, приспособленной для катания на велосипедах или скейтах. Эти островки отапливаемого закрытого пространства, занятые магазинами, кафе и пунктами проката спортивного инвентаря, по мысли авторов, станут главным прибежищем посетителей в непогоду и в зимнее время.


Всхолмление – еще один пластический ход. Фото Е.Грачевой.

Следует особо отметить, что зимой парк должен быть не менее востребован, чем летом. Многочисленные склоны, покрытые снегом, предполагается использовать как горки для катания на санках и беговых лыжах. Возможно, здесь появится и каток.
Система освещения набережной достойна отдельного упоминания. Современные, принципиально не подстраивающиеся «под старину» светильники рассыпаны по всей территории, освещая пешеходные маршруты и знаковые объекты.

Изначально проект реорганизации Крымской набережной задумывался как часть перспективного развития прибрежных территорий города, как одно из звеньев единого пешеходного маршрута, или «зеленой петли», как ее называют сами авторы. Эта петля, помимо рассматриваемой территории, должна объединить Воробьевы горы, Нескучный сад, парк Горького, Болотный остров и Бульварное кольцо в единую прогулочную зону. Справедливости ради надо заметить, что эту идею высказывал Е.Асс на протяжении многих лет. Организация данного масштабного проекта, связанного с созданием многочисленных функциональных связей, переходов и мостов — впереди. Пока же город получил лишь фрагмент – яркий и выразительный.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о