Архитектурное образование

Лунные поселения в экспериментальных проектах студентов МАрхИ

Преподаватели кафедры «Архитектура экстремальных сред» МАРХИ Е.В.Малая, С.А.Галеев, А.Л.Нечаев и сотрудник Института астрономии РАН В.А.Леонов представляют результаты клаузуры и конкурса, проведенного в МАРХИ и нацеленного на поиск образа и конструктивных особенностей лунных поселений для исследователей космоса

 

Кто из нас не мечтал о полетах в светящуюся бесконечность, о путешествиях в неизведанные просторы Космоса, его бескрайние чарующих и сияющие лабиринты.

Немного сказочное и совершенно несбыточное желание посетить загадочную поверхность Луны создали ряд фантастических произведений авторов в нашей стране и далеко за ее пределами. О путешествиях по Галактике писали, рисовали, снимали фильмы. Но вот почему эта тема волнует будущих архитекторов и градостроителей, вызывает вопрос. И конечно можно найти множество ответов, и каждый будет по-своему хорошо, но нас интересует то, каким образом создаются проекты идеальных городов, земных, подводных и внеземных пространствах. На Земле или в далеком космосе архитектор всегда пытается создать нечто удивительное, необычное и прекрасное, некий удивительный мир, идеальный город, идеальное пространство жизни [5]. А создание такого жилья на поверхности Луны завораживает своей загадочностью и неизвестными инженерными параметрами. Эта тема не только увлекает свое загадочностью, неизведанностью и уникальностью, она подразумевает глубокую проработку каждой технологической детали, и, как оказалось, студенты МАРХИ еще более 50 лет назад принимали живое участие в создании Лунных поселений. В периоды работы по освоению лунных пространств педагоги и студенты Московского архитектурного института участвовали в разработке Барминграда [4], создавая жилье для исследователей Луны.

 


[1]

 


[2]

 


[3]

 


[4]

Рис. 1, 2, 3, 4 Авторами клаузур являются студенты МАРХИ 3-5 курсов.

Тогда, в 1960-е годы, в Московском архитектурном институте создавались курсовые и дипломные проекты космических поселений.

Сейчас, в начале XXI века, когда многие научные достижения, закрытые ранее для общества, доступны, мы узнаем о проектной работе наших коллег. Необычайно интересны исследования известного ученого В.А.Багрова о создании лунного поселения.

Весной 2019 года по инициативе кафедры «Архитектура экстремальных сред» и НПО им. С.А Лавочкина в Московском архитектурном институте состоялась клаузура для студентов III-V курсов под названием «Архитектура лунных поселений». Было представлено более сотни интересных творческих работ, выполненных разной техникой и на разном уровне. Все участники старались представить свои мечты и фантазии об идеализированном космическом городе. Это была творческая концепция поселения для исследователей для длительной жизни на спутнике Земли, своеобразное философское размышление о будущем жителей Луны. Интересно, что студенты изучили подобные проекты, представленные в интернете, изучили фантастические рассказы. Комиссией из экспертов — представителей двух институтов — были выбраны наиболее интересные работы.

Студенты должны были за короткое время в рамках задания создать эскиз лунного поселения, каким оно могло бы быть через 30-50 лет [1,4]. Помимо реализации собственно архитектурных амбиций, ребята создавали пространственный образ идеального города. Конечно, большинство проектов основано на обращении к опыту хорошо знакомой наземной архитектуры, но поселение размещалось в совершенно новой пространственной среде. Ребята постарались проявить свои творческие способности в полной мере, демонстрируя навыки яркой реализации архитектурных фантазий. В обычных земных условиях архитектор обязан учитывать геологические, почвенные, климатические и другие условия внешней среды — здесь, понимая, что окружающая среда враждебна, большинство участников конкурса создавали города под прозрачными куполами или небоскребы, уходящие в недра Луны [2,3].

 


[5]

 


[6]

 


[7]

 


[8]

Рис. 5, 6, 7, 8

Луна и её поверхность почти во всем уникальна, ее тело состоит из плотного однородного базальта, который обладает высокой плотностью и несущей способностью. Этот материал является также отличным утеплителем и изолятором от космической радиации. Сила тяготения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Это тоже откладывает отпечаток на подходы проектирования и строительства объектов на Луне.

Возможно поэтапное освоение Луны. Сначала на поверхность Луны доставляются механизмы, которые в автоматическом режиме подготовят необходимые стартовые пространства для жизнедеятельности. Потом соответствующие механизмы с помощью 3D-печати и иных инновационных технологий из лунного грунта создадут пространства для возможного пребывания человека внутри этих пространств [2].

Клаузура, в которой приняли участие много студентов, показала заинтересованность ребят необычной темой, возможностью причастности к созданию уникального проекта космического поселения [3].

Спустя некоторое время кафедра объявляет конкурс на создание проекта «Многофункционального поселения на Луне. 2050». В рамках конкурсного проекта участникам предлагается создать концепцию поселения на Луне, призванного обеспечить возможность автономного существования человека длительное время, следовательно, поселение должно обеспечивать возможность жить, работать, отдыхать, заниматься наукой, спортом, искусством и т.д. Необходимо обеспечивать полноценную и достойную жизнь обитателям лунного поселения. Это должна быть комфортная среда обитания человека, поселение, предполагающее создание действительно идеального города для работы и отдыха, общения и научных исследований.

Перед началом работы над конкурсным проектом А.В.Багров прочел лекцию о возможности создания поселений на Луне, предоставил свои научные работы для знакомства с темой и ответил на многочисленные вопросы.
Проектные предложения в виде красочных эскизов — это лишь незначительное, но все же важное начало работы над реальным проектом лунного поселения. Каждый участник создавал эскиз фантастического космического города с демонстрацией своего видения: от генерального плана до разработки интерьеров жилых помещений.

 


[9]

 


[10]

 


[11]

Рис. 9,10,11.

Тема создания жилого пространства оказалась завораживающей своей необычностью и необходимостью организовать жизнь в окружении безжизненного пространства вечного холода. Работы интересны и разнообразны, так как допускали не только традиционные решения возведения жилого поселения на поверхности Земли, но и освоение иной среды, враждебной по отношению к человеку. В одном проекте мы видим светящийся купол с городом-садом внутри, в другом — философское размышление о круговороте жизни на Земле и Безграничном Космосе (Рис. 5,6).

Вечный круговорот и поиск композиционных особенностей в планировке поселения приводят авторов к созданию макетов из прозрачных куполов (Рис. 6).

Объединяющим фактором у многих было наличие сада, парка и, конечно, создание комфортных условий жизни. Высадка растений дает основание думать о том, что человек сможет существовать в этой замкнутой системе. Так же как и в проектах городских пространств на Земле, студенты отдают предпочтение экотехнологии, озеленению, зеленым связям жилых образований.

 


[12]

 


[13]

В некоторых проектах поселения размещаются в кратерах и на склонах. Транспортное сообщение жилых образований, расположенных в основном под поверхностью Луны, предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей в виде лифтов, подъемников и дорог для луноходов (Рис. 12,13).

Два интересных проекта выполнены в ручной графике и демонстрируют планировки жилых модулей, расположенных на поверхности Луны и под ней. Авторы подробно разбирают разрез поселения и каждой его жилой единицы, включая расстановку мебели. Здесь пока не учитываются отличия от земных аналогов мебели, но все же попытка понять, какой она будет, весьма интересна.

Попытка создать общественные пространства приводит к поиску параметров помещений, материалов для отделки стен, потолков, мебели.

В одной из представленных работ жилые поселения представлены в виде башни с изменяющимся контуром и возможностью трансформации планов этажей.

Практически в каждой работе присутствуют зимние сады и оранжереи, а многофункциональные пространства предполагают множество форм общения [6,7].

 


[14]

Кто-то уводит все поселение под поверхность Луны, кто-то — возвышает на сотни этажей вверх, создавая многоярусное пространство жилых и общественных помещений с вертикальными и горизонтальными лифтами (Рис.14).

В другом проекте акцентируется внимание на центральной части будущего города — научно-исследовательской лаборатории поселения. Здесь предусмотрены галереи для выращивания фруктов и овощей, пассивного и активного отдыха, занятий спортом.


[15]

Большое внимание все студенты уделяли источникам энергии. Кроме солнечных батарей для жилого поселения предлагается целый спектр источников энергии. Ставятся вопросы минимизации энергозатрат. В одном из проектов представлены солнечные установки, аккумулирующие солнечную энергию в летний период (Рис. 15).

Идеи авторов показывают комплексный подход к преобразованию — благоустройству — территории. Часто используются купола для организации зеленых пространств, создающих особый микроклимат, благоприятную среду обитания.
Резюмируя: конкурсы, помимо проектной предполагающие научно-исследовательскую составляющую, вносят значительный вклад в развитие архитектурного образования, развивают пространственное мышление студентов, а также сообщают новую перспективу футурологическим исследованиям космического будущего человечества [8].


Источники иллюстраций

Все представленные иллюстрации являются работами студентов 3-5 курсов МАРХИ и являются собственностью кафедры «Архитектура экстремальных сред».

Литература:

1. Багров А.В. От К.Э. Циолковского к современным представлениям о космических поселениях / «К.Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники. Материалы 52-х Научных чтений памяти К.Э.Циолковского» // Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. — С. 119-122.
2. Багров А.В., Леонов В.А., Создание космодрома на Луне методом наплавления реголита на монолитную поверхность // Воздушно-космическая сфера. 2018. № 4(97). — С. 64-69.
3. Багров А.В. Почему сегодня Луна важнее Марса для космических держав? / Астрономия и образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.И.Перова // Ярославль: Индиго, 2018. — С. 24-36.
4. Бармин И., Егоров А. Проект Лунного поселения. «Техника — молодежи», 2003, № 6, с.30-35. https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/2003/6/luna.html (дата обращения 03.05.2020).
5. Космические поселения глазами НАСА. https://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=1099 (дата обращения 03.05.2020).
6. Малая Е.В. О древнем образе в сакральном пространстве современного города. Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 4–8 апреля 2014 г. Сборник тезисов. М.: МАРХИ, 2014.
7. Павлов А.В., Багров А.В. Задача сохранения исторического и культурного наследия человечества / в сб. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2018. — М.: Янус-К, 2018. — С. 680-683.
8. Советские конструкторы внеземных поселений: как проектировали Луноград. https://www.popmech.ru/technologies/6027-arkhitektory-vnezemnykh-tsivilizatsiy-kak-proektirovali-lunograd/ (дата обращения 06.05.2020).

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о