Архитектура

В ДВА ПРИЕМА. Клубный дом STORY в 3-м Автозаводском проезде

Вопреки кризису проект ЗИЛАРТ активно развивается, вовлекая в свою орбиту соседние территории. В том числе к северо-востоку, внутри Третьего транспортного кольца, ближе к станции метро «Автозаводская». На одном из участков, примыкающих к северному выходу из метро, за пару лет вырос комплекс апартаментов под названием STORY, что можно трактовать и как «историю», и как «этаж». С опорой на существующие субструкции — старый фундамент и двухуровневую подземную часть с заданной сеткой колонн.

Район «Автозаводской» в последнее десятилетие-полтора, еще до запуска ЗИЛАРТа, потихоньку реконструировался и уплотнялся. Из наиболее примечательного — реконструкция и приспособление под торговый центр кирпичного прома на пересечении 3-го Автозаводского проезда, улиц Мастеркова и Ленинская слобода: перепрошили внутренности, раскрыли и почистили кладку, крупноформатно остеклили, ввели тему кортена, разбили зеленый сквер с лавочками и фонтаном и пр. Однако вокруг, по соседству с метро, все достаточно разношерстно и разноэтажно: новое перемешано со старым — еще дореволюционным и позднесоветским. Градостроительная доминанта определенно напрашивалась.


3D-модель. Апартотель, подхватывая линию 3-го Автозаводского проезда, возвращает нарушенную логику сложившейся градостроительной структуре.


Комплекс апартаментов STORY в 3-м Автозаводском проезде, 13.
Заказчик: ООО «Автозаводский 13».
Проектировщик — ТПО «Резерв».
Архит. В.Плоткин, А.Бородушкин, А.Незнамов, С.Хмыз, О.Колбас, О.Слинченко, И.Горелова, С.Васина, А.Чалов.
Инж. С.Щербина, В.Андреев, И.Барабаш, Р.Тумасян, Д.Зотов, Д.Канаровский, Г.Максимов, Т.Говорова, Г.Виноградов.

Начало проектирования: 2017 г.
Технологии: Стекло Guardian (SunGuard Neutral 70 HT).  

Площадь участка 0,29 га
Общая площадь 20 526 м2
Количество апартаментов 183,
в том числе: студий 97, 1-комнатных 64, 2-комнатных 18, 2-комнатных повышенной площади 4
Количество машиномест 80 
План 9-го этажа. 


План 2-го этажа. 

План 1-го этажа. 

Как известно, жилые комплексы от ТПО «Резерв» — в большинстве своем это мегаструктуры, упакованные в один или несколько исполинских объемов, решенных одним художественным суперприемом — в основном из нескончаемых вариаций на тему матриц и все такое. Гипермасштабные геометрические тела-интраверты, преобразующие пространство спальных районов и срединных зон — вспомним «Авеню 77», «Триколор» или «Лица».

В портфолио В.Плоткина всего несколько жилых домов формата «мезо». А мезо чем отличается от мега? — наряду с человекоразмерными величинами и непременным интерфейсом с пространством города, отсутствует бескрайний полигон для широко, привольно расчерченных фирменных сеток с неожиданными росчерками диагоналей, синкопами и перерывами постепенности — геометрическими метафорами неизменного порядка вещей, вселенской гармонии и власти Абсолюта.


Южный фасад — вид со стороны сквера.
На заднем плане — административное здание 1980-х гг., поставленное поперек.

Нет, и в данном случае сетки с фракталами, конечно же, никуда не деваются — просто вперед них идет иной сильный архитектурный жест. Имеется в виду попеременная сдвижка этажей — точнее, 2-этажных блоков, по сути, главного — торцевого — фасада, обращенного на юг, к треугольному в плане уютному скверику. Который образуется на пересечении 3-го Автозаводского проезда и Автозаводской улицы и является фактически единственным зеленым пятном в округе, в радиусе полукилометра.

Тема обрывается на уровне 12-го этажа — верхние 4 уровня невозмутимо нависают над низвергающимся стеклянным каскадом. Снизу же ее решительно останавливает стеклянный же 1-этажный стилобат с эксплуатируемой кровлей, вдающийся в зеленую зону своим покатым боком и вбирающий общественные и коммерческие функции. Однако она прорывается на фасадах вдоль 3-го Автозаводского и дворового, выходящего к метро, крупными мазками — консольными выпусками, также сплошь забранными стеклом и охватывающими два этажа. 20-этажная пластина административного здания родом из 1980-х гг., поставленная поперек, перпендикулярно к 3-му Автозаводскому и Мастеркова, рядом с метро, и нарушающая исторически сложившуюся градостроительную логику, исподволь подступает к новостройке, принимая на себя роль волнореза на пути естественного движения — человеческого взгляда, воздушных масс, архитектуры.


Фрагмент восточного — дворового — фасада. Та же срежиссированная анизотропия, что и на фасаде вдоль 3-го Автозаводского проезда.

 


Фрагменты западного фасада, вдоль 3-го Автозаводского проезда.
Диалог матричных структур.

Что касается тех самых геометрических сеток, то они оказываются наброшенными на западный и восточный — протяженные фасады здания. Однако в отличие от привычной изотропности, стеновые поверхности подчеркнуто неоднородны, разнохарактерны, образуя три взаимопроникающие, вступающие в эзотерический диалог матричные структуры. Несмотря на их плоскостной характер, кто-то может увидеть за этими соотношениями традиционное разделение на базу / тело / венчание. Крупные вертикальные членения нижнего — общественного — этажа. Мелкая рябь срединной части, усиленная мерным ритмом балконов из черного перфорированного металла. Сплошное остекление верхних этажей.

Безраздельно доминируют стекло и металл — при сдержанном подключении керамики теплого, терракотового оттенка на уличном и дворовом фасадах. Результирующий образ дома-корабля, вариант — дома-айсберга, рассекающего полувнятный городской ландшафт — довольно холодный, ближе к офисной строгости и лапидарности, однако это, вообще говоря, не совсем жилье — апарт-отель, промежуточная типология.

Квартирография предполагает линейку бизнес-класса от студий до 1-, 2- и 3-комнатных номеров с соответствующими площадями: минимальными — 50 м2, максимальными — свыше 230 м2. 2- и 3-комнатные номера повышенной площади располагаются на верхнем уровне. Наиболее престижные квартиры ориентированы на юг, в парковую зону. Дефицит дворового пространства компенсируется возможностью выхода на озелененную кровлю-террасу общественного блока площадью порядка 500 м2, которая трактована как продолжение сквера — со всем полагающимся набором: детской площадкой, зоной уединенного отдыха, фитнесом и др. Нижний уровень разбит на множество лотов: магазины, кафетерии, коворкинги, точки бытового обслуживания и пр. — в двух шагах от метро, по соседству с несколькими крупными торговыми комплексами и интернет-магазинами, этот набор наверняка будет востребован. Доставшиеся по наследству два подземных уровня отданы под автостоянку из расчета 0,4 машиноместа на квартиру.

Таким образом, ставшая визитной карточкой жилых комплексов от ТПО «Резерв» трактовка фасадных плоскостей во фрактально-матричной логике на этот раз дополняется скульптурным приемом каскадного решения — можно сказать, экспонирования — главного фасада. Более того, именно пластика — а не геометрия фасада — исполняет главную партию, расширяя сложившуюся творческую палитру. Тем самым проектная задача решается в два приема — во взаимоподдержке пластического и абстрактно-геометрического начал, динамизирующих складывающееся архитектурное целое.

Дмитрий Фесенко

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о