Деревенская рубленость и нестоличная прямота
27 сентября в Белом зале МАрхИ открылась выставка «Мой архаический Север» проф. А.П.Ермолаева и мастерской-ТАФ.
Экспозицию отличает эскизность, непосредственность, непринужденность. А эскизность и незавершенность по определению предполагают открытость будущему.
Выставочное пространство Белого зала, по признанию авторов, разделено на две половины. Слева — женская, более светлая, с включением жизнеутверждающих сюжетов и жизнерадостных цветов. Справа — мужская, более суровая, со взглядом исподлобья, предпочтением тематики труда и преобладанием темных оттенков.
Экспозиция состоит из трех структурных рядов: это мольбертная акцентировка ударных артефактов, тематическая развеска — от живописи и графики до аутентичных предметов северного труда и быта, и рассыпанные по залу островки-мизансцены на разноформатных фанерных подиумах и без. Последние по преимуществу и держат внимание зрителя — примеры узлов-соединений деревянных конструкций, подбор плотницких инструментов, живые инсталляции из коряг и распилов дерева, рядок из кирпичей с клеймами дореволюционных производителей, россыпь бутылей и прочих емкостей для хранения и пр.
Из совсем нового — портреты в дереве исторических фигур и наших современников: И.Леонидова, В.Татлина, В.Маяковского / Ф.Гери, Л.Невельсон, Э.Уайета, Э.Сотссаса, Дж.Кейджа. Любопытно, как прямо на глазах изумленной публики былой объем редуцируется в нынешнюю плоскость, демонстрируя торжество второго начала термодинамики.
Выставка декларирует отсутствие видимых границ между миром архаики и современностью, естественным порядком жизни наших предков и тем, что сегодня принято называть искусством, по крайней мере, одной из его версий, скептическое отношение к авторству, понимаемому как яканье и самолюбование — это, можно сказать, крутящий момент творчества ТАФ.
Разделение экспозиции на «цветную» и «черную» половины, взгляд из-под век и из-за веселенькой занавески, она же прикроватный коврик — весьма условны. Очевидно, это не более чем художественный прием.
Выставка цельная, сконструированная прямо по месту, «на стройплощадке», минимально затратная. В этой деревенской рублености и нестоличной прямоте — ее обаяние.
Фото — А.Ермолаев и мастерская-ТАФ. Экспозиция «Мой архаический Север».
Белый зал МАРХИ, 27 сентября 2021 г.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Отправить ответ