Выставки

О метафизике контраста. С юбилейной выставки Тотана Кузембаева

«Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму».
Из древнего китайского трактата «Хуанди Нэйцзин»

В середине июля в МУАРе открылась выставка Тотана Кузембаева «Горизонты событий», приуроченная к его 70-летию. Как и в недавней экспозиции на АрхМоскве, Тотан сосредоточился на своей графике.

В основном это работы последних десятилетий, большая часть которых образует знаменитую серию «Невесомость», запущенную в свет в конце 1990-х гг. Однако открывает экспозицию в муаровской анфиладе сюита проектных предложений на тему «Инфогород Зеленоград», выполненная в середине 1980-х гг. по заказу местного партийного деятеля, который вопреки позднесоветской гнетущей атмосфере хотел что-то сделать для города. Инфобашни и другие малые формы, распечатанные на графопостроителе — тогдашней диковине, сегодня стилизованы под винтажную пиксельную графику и поразительным образом идеально — без зазора — вписываются в нынешнюю повестку и художественно-графический ряд. Очевидно, благодаря объединяющему началу, в качестве которого выступает авангард 1920-х.

Чего нет в работах родом из 1980-х — в отличие от актуального архитектурного дискурса, так это внутренней противоречивости, демонстративной контрастности, свойственных графике Тотана 1990-2020-х гг. Это напряжение достигает апогея в последнем зале выставки, в центре которого представлена инсталляция из пары черных деревянных клиньев-пирамид, сшибка которых олицетворяет непримиримость противоборствующих начал. И все же луч надежды пробивается — пластическая и смысловая коллизия находит свое разрешение.
В графических листах тема конфликтности предъявлена через проходящую сквозь все работы 1990-2020-х гг. метафизику черной массы — слипшейся либо пропускающей кванты света — и прозрачного — филигранной вязью по белому — рисунка идеального города. В предваряющих экспозицию текстах кураторов и организаторов этот сюжет, по сути, центральный.

Ю.Шишалова предлагает космофизическую интерпретацию контраста черного / белого, полагая его смысловой доминантой графики Тотана. Текст выстроен вокруг астрофизических понятий черной дыры, горизонта событий, темной материи — и Света, который открывает уже ряд религиозно-философских категорий. Значит ли это, что лист с одинокой, уходящей в бесконечность горизонталью олицетворяет победу света над тьмой?

В эссе А.Иванова дихотомия черного и белого предстает как смена дня и ночи, что восходит к тем же космофизическим циклам. Черное представительствует здесь от земного начала. При этом автор отказывает оппозиции черное/белое в универсализме, предвосхищая следующий — синь? золото? кошениль? — этап творчества Тотана.
В тексте М.Акопяна за конфликтом белого и черного сокрыты жизнь города и — шире — человеческий мир, на который время от времени накатывают шторма как проекция космофизических сил. И эти кары Господни спровоцированы человеческой сущностью. Тотан же в графической серии «Невесомость» вот уже на протяжении четверти века пристрастно фиксирует происходящее.

Приведем еще пару опытов проникновения в потаенный смысл выставки. А.Гнездилов контраст черного и белого воспринимает как диалектику жизни и смерти. В этой перспективе неуклонное — от листа к листу, от года к году — наступление черной массы предстает в качестве историософской модели мира и — одновременно — индивидуально-психологической характеристики личности автора.

Ю.Тарабарина за наложением темного и светлого видит взаимодействие начал инь и ян, символизирующих крайние противоположности: свет и тьму, день и ночь, солнце и луну, небо и землю, жару и холод, положительное и отрицательное, чёт и нечет.

Как известно, множественность интерпретаций является неотъемлемой характеристикой произведения искусства. Графика Тотана таит в себе бездны смыслов, возможно, не вполне внятных самому автору, по крайней мере, не горящему желанием их прояснить, вывести из комфортной тени художественной недоговоренности, непроявленности точек над i.

 


Город Рама.

 


Город Триптих.

 


Город Шар.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о