Событие

АРХИТЕКТУРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Ностальгический альянс РГХПУ Строганова и MR Group

Спираль времени снова возвращает нас в колоритное прошлое. 50 лет назад любой вуз нашей страны был доступен школьникам-выпускникам. Кое-кто из них выбрал московское Строгановское училище и усердно готовился к поступлению в изостудии калужского Дворца пионеров. Творческие мастерские действительно располагались в дворцовом здании Дворянского Собрания XIX века – с лепниной классических фасадов и чугунной лестницей художественного литья в вестибюле, в окружении первозданного декора, мебели, картин…

В 1973-м году вдохновенный мечтатель о Строгановке поступил… на Архфак ГИСИ. Однако эффект соединения художественного и конструктивного, рукотворное одухотворение «технических» сооружений, воплощение в архитектуре живых образов до сих пор остаются главной темой его профессиональных опытов и размышлений.

Когда электронная почта доставила приглашение на экскурсию по нынешней Строгановке, приуроченную к подписанию Соглашения о сотрудничестве знаменитого Художественно-промышленного университета с известной компанией-застройщиком MR Group – я тут же выразил заинтересованность. Не только из-за ностальгической встречи с юношеской мечтой – знаменитым учебным заведением, 200 лет назад основанным как «Школа рисования в отношении к искус­ствам и ремес­лам» С.Г.Стро­га­новым – представителем семейства бога­тей­ших про­мыш­лен­ни­ков, участ­ником Отечествен­ной войны 1812 года, побор­ником народного про­све­ще­ния, выступавшим за раз­ви­тие националь­ного искусства. Но также для подтверждения надежд на дальнейшее возрождение (или преемственное развитие) российских архитектурно-художественных традиций.

Историю этого богатого наследия на примере Строгановки виртуозно представил в рамках обзорной экскурсии, К.Н.Гаврилин, заведующий кафедрой истории искусств и гуманитарных наук РГХПУ. Сегодня парадная часть интерьеров Строгановского университета превращена в музейную экспозицию. Здесь выставлены весьма разнообразные объекты средового и бытового дизайна, которые в разные времена оформляли и обставляли престижную застройку. (Хотя рядовые постройки городов и сёл России в прошлом тоже имели вполне художественное, жизнеутверждающее оформление).


Экскурсия по Строгановке. Взгляд в историю

Эстетические предпочтения разных эпох, отображённые в арт-объектах Строгановки, подтверждают их неразрывную связь с архитектурными стилями – их «проникновение» или «слияние» с зодчеством, превращение в художественное убранство зданий, живописность, утраченную разве что в период пресловутой «борьбы с излишествами».


Экскурсия по Строгановке. Зал Родченко

Возвращаясь к воспоминаниям о начале 1970-х, можно сказать, что те годы были временем художественного возрождения архитектуры в обновлённом «социалистическом модернизме», заметно отличающимся от декоративности предыдущего «буржуазного модерна» – ренессанса рубежа XIX-XX веков. Это было время новых архитектурно-художественных созвучий, и одним из ярких проявлений этого поиска в той же Калуге стали скульптурно-мозаичные композиции московских художников-монументалистов (выпускников Суриковского института) Элеоноры Жарёновой и Владимира Васильцова «Космос» и «Математика», фланкирующие вход в модернистское здание ВНИИМЭТ. Интересно, что наряду с «художественными акцентами» уникальных зданий, в то время калужские архитекторы нашли довольно оригинальное решение и для живописного оформления рядового панельного жилья – «мозаиками» на глухих торцах зданий в духе традиционных калужских вышивок…

Не так давно, в своей книге «Стенопись» (2015) Элеонора Жарёнова поделилась мыслями о том, что монументальное искусство перестало быть востребованным и архитекторы почти не обращаются к художникам с заказами на оформление безликих «иностранных» зданий. «Они строятся без очеловечивания и оживления… Как-то вдруг возникло новое поколение архитекторов, которые не то что не признают совместной работы с художником, но даже не понимают, как это и зачем».

Времена снова меняются, и сегодня мы снова видим интерес – если не архитекторов, то застройщиков – к художественному, рукотворному в архитектуре… Компания MR Group уже известна москвичам поддержкой культурных учреждений и значимых социальных событий. По итогам 2022 года компания приняла участие в 11 масштабных культурных проектах, в том числе объявила о совместной коллаборации с Большим театром. В 2023 году в список партнеров вошли Театр на Бронной и Галерея Люмьер. В 2024 году совместно с Московским музеем современного искусства (ММОМА) на территории премиального жилого комплекса MOD будет реализована «идея насыщения общественных пространств произведениями искусства» – создания оригинального «парка скульптур».


Строгановка. Подписание Соглашения

Подписанное 13 февраля 2024 года Соглашение со Строгановкой предполагает сотрудничество по целому ряду направлений, включая не только разработку арт-объектов для проектов девелопера, но и организацию образовательной и просветительской деятельности на территории жилых комплексов. Рассматривается вопрос о творческом участии архитекторов девелопера в интеграции создаваемых студентами Строгановки декоративных элементов в ландшафтную среду и интерьеры жилых комплексов. Первые арт-объекты предполагается установить в строящемся жилом комплексе «Селигер Сити», спроектированном совместно с голландским архитектурным бюро MLA+, а также в других проектах девелопера.

Некоторые кафедры РГХПУ им. С.Г.Стро­га­нова уже имеют опыт подобного взаимодействия, предполагая переход «на более высокий уровень». Будем надеяться, что такое «учебное» сотрудничество в дальнейшем выйдет за рамки Строгановки вместе с её выпускниками и даст новый импульс самобытному развитию отечественной архитектуры на всех уровнях – от художественного проникновения до «синтеза искусств».

Константин Савкин

 

ЖК Селигер сити. Источник www.mr-group.ru