Событие

Возрождение гезамткунстверка? А-House запускает первый архитектурный фестиваль

С 16 марта по 16 мая недавно заявившая о себе культурная институция А-House проводит первый архитектурный фестиваль, который включает в себя воркшопы, мастер-классы, творческие дискуссии, экскурсии на новостройки, лекции и др. 9 апреля состоялся пресс-показ выставки «Архитектура 1.0», являющейся одним из центральных событий фестиваля. К открытию выставки выпущен архитектурный справочник A-Index. Также был представлен издательский проект, включающий сборник A-Book и газету A-News.

А-House — проект бюро Arсh(e)type, которое выстрелило в конце 2010-х — начале 2020-х гг. Его лидер — Дарья Белякова — получила образование в АА и Миланском Политехе, открыла свое дело в середине 2010-х гг., еще обучаясь в Лондоне. Изначально бюро ориентировалось на линейку смежных направлений профессиональной деятельности — дизайн, интерьер, объемное проектирование, а пару лет назад им запущены мебельный и ювелирный бренды — соответственно Archipelago и Joser. Архитектура, представленная на сайте бюро — в основном многоквартирное и частное жилье, преимущественно выдержанное в актуальной по-протестантски сверхсдержанной манере. При этом часть проектов апеллирует к известным референсам — работам как ван Беркеля, так и местного архитектурного истеблишмента.

Год назад у Д.Беляковой родилась идея создания молодежно-артистической точки сборки, объединяющей функции клуба и арт-галереи, образовательной институции и коворкинга, издательского центра и многопрофильных мастерских. Впрочем, официальная трактовка звучит более лаконично — клуб и просветительская платформа. Под этот проект А-House облюбовал и освоил знаковое место в одном из арбатских переулков — палаты князя А.Друцкого. Это 2-этажное барочное здание, недавно отреставрированное после периода запустения начала 2010-х гг. Как соотносится стиль барокко с типологией палат? Дело в том, что цокольная часть здания носит отчетливые признаки палат допетровского времени — узкие коридоры-лазы, крутые лестницы и чуть ли не 2-метровые скульптурные своды. Его можно рассматривать как пример переходной архитектуры — от древнерусской к нововременной.

Если использовать постоянно звучавшее в ходе пресс-показа словечко из словаря поколения next (сегодня это миллениалы, генерация, транзитная от у к z), их стейтментом, а в действительности — взглядом на мир, оказывается концепция гезамткунстверка. Как известно, профессиональное и общественное отношение к гезамткунстверку претерпевало регулярные подъемы и спады на всем протяжении ХХ в. Восходящие тренды приходятся на ар-нуво рубежа веков, затем — производственное искусство 1920-х гг., следующий взлет — сталинский синтез искусств. На нашей памяти — эпизодом, вскоре сошедшим на нет, стало начало 1990-х гг., когда проявилась тоска по творческому единению, после чего концепт гезамткунстверка вошел в многодесятилетнюю рецессию — все в упоении рубили капусту, было не до пустопорожних умствований и концептуализаций с коллаборациями. И вот — вновь очевидный всплеск интереса молодежной аудитории к идеям гезамткунстверка.

Да, все так — в рамках выставки в Большом Афанасьевском ландшафт и интерьер, светодизайн и архитектурная фотография — но вот собственно архитектура, которая, казалось бы, должна была бы выступать в качестве смыслового фокуса, точки схода, парадоксальным образом присутствует в формате т.н. архитектурного индекса, который свел воедино архитектурные и смежные арт-бюро. По центру самого большого зала представлен, по слову организаторов, образ справочника архитектурных бюро, на самом деле, матрица самых разных творческих единиц, не только проектных бюро, с фиксацией их специализаций. Причем, как выясняется, Т.Кузембаев специализируется строго на объемном проектировании, А.Кочуркин — на ландшафтном дизайне, а вот IND Architects — и на архитектуре, и на дизайне, и на ландшафте. Кто-то — типа Wall или А4 — сопроводил отведенную ячейку макетиком одной из своих работ.

Вот, собственно, и весь архитектурный месседж. Если не считать еще остроумный проект «Тривиальная библиотека» А.Горленко, который врезал в камерное помещение библиотеки A-House треугольный в плане книжный стенд-стеллаж, в результате чего выгорожены укромные уголки для чтения. Он трактован как пространственная мини-реплика микеланджеловской библиотеки в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции (кстати, творчество Микеланджело отмечено взаимодействием архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства, правда, не дотягивающего до подлинного единения, собственно гезамткунстверка).

А вот остальные представители семейства искусств выступили полновесно и концептуально. Дизайн общественного интерьера предстает как совокупность различных этапов работы дизайнера — от пластикового макета кафе до пенопластовой модели капители колонны в строящейся по проекту бюро Nowadays станции метро «Кленовый бульвар» (кураторы О.Трейвас, Е.Коваленко). Архитектурная фотография также представлена во временном развертывании — от кухни фотографа до конечного продукта, фиксирующего, а иногда достраивающего предлежащую реальность (куратор Ю.Пальмин). Светодизайн, по замыслу куратора В.Обласова, предстает как дихотомия видимого и невидимого — технически это обеспечивается постоянной сменой светоцветового режима. Пожалуй, наибольшим обаянием обладает экспозиция ландшафтников, с подачи кураторов Г.Гавалидиса-В.Гавалиди, не замыкающаяся в сугубо профессиональном кругу — пусть в основе ее и лежит вереница ландшафтных мизансцен, предлагая заглянуть за полог настоящего. Хотя перспективы ландшафтного дизайна, как, впрочем, и архитектуры, сегодня вряд ли можно прозреть сугубо интроспективно, абстрагируясь от внешней рамки.

Р.Вагнер и Г.Земпер в середине XIX в. стремились преодолеть обособленность различных видов искусства, обращаясь к опыту античности. Для Р.Вагнера идеалом гезамткунстверка выступало единство музыки, театра и поэзии, для Г.Земпера — архитектуры и художественной промышленности, или дизайна, в современном понимании. Слияние архитектуры, ландшафта, различных видов дизайна: промышленного, графического, архитектурной среды становится достоянием времени — вспомним опыт «Архстояния». Проект A-House углубляет и развивает этот набирающий силу тренд.

 

 


Общественный интерьер (кураторы О.Трейвас, Е.Коваленко). На переднем плане — пенопластовая модель капители колонны на станции метро «Кленовый бульвар» от бюро Nowadays.

 

 


Архитектурная фотография (куратор Ю.Пальмин). От кухни фотографа к фотоэлегии.

 

 


Светодизайн (куратор В.Обласов). Оппозиция видимого / невидимого – глазами светодизайнера.

 

 


Ландшафтная архитектура (кураторы Г.Гавалидис—В.Гавалиди). Ландшафт — вне времени: гипербола или констатация факта?