Без рубрики

В поиске архитектурных символов города. Проекты RAUM Architects / Arai Architects. Ришат Муллагильдин: Больше хорошей архитектур

Ришат Муллагильдин, президент RAUM Architects.

Уфа дореволюционная – это уездный, с 1865 г. губернский город с небогатой купеческой застройкой. И то, что он лежал на перекрестье многих путей и дорог, не спасало положения – в частности, от эпох конструктивизма и пост-конструктивизма осталось всего несколько неплохих примеров. До сих пор у города нет своих «визитных карточек», которые имеются во многих столичных городах. Эту роль берут на себя самый большой в Европе конный монумент Салавату Юлаеву и обелиск Дружбы народов, построенный к 400-летнему юбилею вхождения Башкирии в состав России. Современная архитектура – это добротная продукция среднего качества, ничем не впечатляющая, она не может представлять город на российской, не говоря уже о международной арене. С точки зрения же социально-функциональной – в городе сложился дефицит фокусов социально-культурного притяжения. Поэтому строительство зданий-символов оказывается никак пока не заполненной профессиональной нишей.
Однако есть и другой аспект, а именно – неплохая сохранность природно-ландшафтного потенциала территории. Это особенно отметили наши японские коллеги, в том числе К.Кикутаке и М.Ишикава, которые разглядели в городе значительный потенциал градостроительного развития, в том числе с точки зрения перспектив становления Уфы как современного евразийского Т-экополиса1. И здесь важнейшая роль принадлежит Южному склону уфимского полуострова, представляющего, по сути, нетронутую составляющую самобытности города.
В этой логике у Уфы появляется шанс для формирования и совершенствования запоминающегося облика, активной образности, генерируемой продуманной системой лэндмарков, которые помимо всего прочего должны способствовать ориентации в нашем весьма протяженном городе. Дом дружбы народов, ипподром, многофункциональный гостинично-торгово-деловой центр – все это места, где люди будут оставлять, а значит – вкладывать в городскую инфраструктуру – свои деньги. Тем самым происходит оздоровление кровеносной системы города, который становится более динамичным и открытым.
Когда нам с К.Араи поступило предложение принять участие в конкурсе на проект освоения Южного склона, мы долго думали, вкладываться в эту авантюру или нет. В конце концов решили, что даже если нашу концепцию не оценят – ведь она, подобно английскому газону или персидскому ковроткачеству, рассчитана на длительную перспективу точечного застраивания склона высокотехнологичными объектами от звезд современной архитектуры – все равно это будет недурственное вложение в портфолио, равно как и возможность привлечения профессионального внимания. И действительно, нашу работу опубликовали в «Shinkenshiku» – правда, уже после того, как мы одержали победу в конкурсе.
Быть может, это звучит слишком решительно, но подобного комплексного подхода к решению градостроительных проблем давно не было видно у нас в России. Я отдавал себе отчет в том, что бы здесь сделали местные инвесторы и – соответственно – архитекторы, дай им волю. Наше же предложение было воспринято довольно сочувственно в Японии, появился инвестиционный интерес, возникли перспективы сотрудничества не только в сфере архитектуры и строительства, но и, скажем, в энергетической отрасли. Это, а также явное стремление местных властей оставить после себя добрую память, запечатленную в том числе в архитектуре, дает надежду на то, что все будет исполнено в соответствии с задуманным.
На пути к реализации было и есть множество подводных камней. Они возникают в работе с генподрядчиками, смежниками, едва ли не со всеми субъектами, участвующими в процессе проектирования и строительства. Тем не менее, проходя в режиме шоковой терапии один этап за другим, мы создали прочную базу для реализации амбициозных – в том числе звездных – проектов. Город принял нашу идею, он не прочь стать всемирно известным. Именно поэтому мы планируем работать здесь долгие годы – и после юбилейного «сплошняка».
Уфимцы должны гордиться своим городом. Чем больше в городе хорошей архитектуры, тем больше слагается песен. В последнее время их становилось все меньше. Архитектура могла бы развернуть этот вектор в обратном направлении…

1. Т-экополис — термин, принадлежащий Р.Муллагильдину и обозначающий симбиоз технологического и экологического векторов развития города.

Конкурсный проект развития Южного склона уфимского полуострова «УФА Артскейп».
Первая премия. 2005 г. Проект-лауреат премии «ARX AWARDS 2006».
RAUM Architects / Arai Architects.
Архит. Р.Муллагильдин, К.Араи, К.Исазаки, Д.Танака.

С концептуальной точки зрения ключевой проект, манифестирующий смещение во взгляде на столицу Башкортостана, ее градостроительный и природно-ландшафтный потенциал, а также возможности профессионального сообщества в преобразовании городской среды. Начавшаяся поэтапная реализация заявленной градостроительной программы, рассчитанной на достаточно длительный срок, может стать трамплином для перспективного осуществления еще более широкомасштабного, по сути, судьбоносного для города проектного предложения М.Ишикавы по ландшафтно-рекреационной и социально-культурной мобилизации потенциала «зеленого пояса» Уфы, охватывающего центральную часть города и до последнего времени использовавшегося в, так сказать, фрагментарном режиме.
Если рассматривать Южный склон как стартовую площадку программы преобразования зеленого кольца вокруг уфимского полуострова, то она выбрана идеально: хорошо просматриваемая с главного въезда в город со стороны аэропорта территория площадью порядка 170 га с перепадом отметок до 50-70 м граничит с Белым домом – резиденцией кабинета министров и Президента республики – и зданием парламента, Курултаем. Жители там и сям карабкающихся по склону частных домиков переселяются. Вся территория получает статус национального парка, для управления которым создается акционерное общество с государственным контрольным пакетом. Подобно активно культивируемым в Японии городским программам по реализации арт-объектов, предлагается создание природного парка / арт-заповедника под условным названием «УФА Артскейп». Выдвигаемый принцип «Archi-Nature» предполагает гармоничную взаимосвязь архитектуры и природы, где, по словам Р.Муллагильдина, «природе отводится главная партия, а архитектура выступает в роли аккомпаниатора». Совершенствование ландшафтных характеристик, улучшение состояния флоры, расширение дендрологического состава разворачивается параллельно с точечным включением в структуру территории объектов самого разного масштаба и социального назначения – Дома дружбы народов и музея современного искусства, гостиниц и высокостатусного жилья, яхт-клуба и многочисленных фолли. Вслед за Японией и другими странами принципиальным пунктом программы является привлечение к проектированию и реализации как архитектурных, так и ландшафтных объектов звезд мировой архитектуры.
В рамках программы продуман целый ряд планировочных, ландшафтных и дизайнерских стратегий – от организации двух основных пешеходных маршрутов у основания и вершины склона и светового дизайна до ландшафтного обустройства с учетом смены времен года с преимущественной ориентацией на вечнозеленые породы. Предполагается разработка единой дизайн-концепции, охватывающей малые формы, павильоны, информационные указатели и т.п. Для обеспечения «беззаборного» контроля за территорией заповедника предусмотрена система видеомониторинга с организацией сети постов оперативного реагирования.
Программа заявлена титаническая – хватит ли сил и воли у республики?..

Дом Дружбы народов Республики Башкортостан
на ул. Фрунзе (в процессе строительства).
RAUM Architects / Arai Architects и ОАО «Башагропромстрой».
Архит. Р.Муллагильдин, К.Араи, Г.Ишикава, Д.Танака, А.Исрафилов.
Генподрядчик – ООО «Генподрядный трест БНЗС».

Так же как градостроительная программа «UFA Artscape» может оказаться отправной точкой проекта «UFA Green belt», заканчиваемый строительством Дом дружбы народов должен стать спусковым крючком первой.
Застраиваемый участок находится в юго-западной части центра города на бровке Южного склона, в месте, где его перерезает уфимский каньон, в градостроительно значимой точке, на пересечении визуальных осей, направленных на памятник Салавату Юлаеву и проектируемый гостинично-деловой комплекс, по соседству с Башкирским Государственным университетом. Градостроительная значимость объекта, его социально-функциональная беспрецедентность, а также приуроченность к идеологически важному событию – юбилею вхождения Башкирии в состав России – обусловили экспрессивность как его внешнего облика, так и интерьерного решения.
Р.Муллагильдин поставил перед собой сверхзадачу поиска путей формирования современного национального зодчества посредством актуализации архетипов башкирской культуры в их соотнесении с языком современной архитектуры. Внешний облик исполинского здания с его срезанным верхом должен ассоциироваться с пером мифологической птицы из башкирских преданий, опустившимся на землю и ставшим надежным кровом для многих народов. Универсальное пространство основного венчающего объема, в котором плавают различные функциональные блоки – это парафраз башкирского кочевья, где коши (юрты) расположены согласно восходящей к преданиям старины глубокой логике, а именно – в соответствии с семью осями, символизирующими цветок курая и – одновременно – семь главных башкирских родов. Главная ось – между театральным залом и рестораном – ориентирована на монумент Салавату Юлаеву. Зимний сад за главным входом, исполняющий роль связующего звена между экстерьером и интерьером, в абстрактно-геометрической форме воспроизводит основные приметы предуральского предгорья с разбитым посреди башкирским кочевьем. Наконец, авторы обращаются к традиционному башкирскому орнаменту, который в новой принтованно-подсвеченной версии сплошь покрывает главный северный фасад комплекса. Южный же фасад распахнут на речные дали – включая театральный зал с его сдвигающейся задней стеной.
Появившаяся при дальнейшей работе над проектом стилобатная часть, вбирающая торгово-развлекательную функцию, несет в себе целый ряд архитектурных аттракционов – от променада на кровле с ее амебообразными зенитными фонарями до прорезающей грузное тело стилобата диагональной лестницы, ведущей в главную общественно-культурную часть.

Проект гостинично-делового комплекса на ул.Тукаева.
2006-2007 гг.
RAUM Architects.
Архит. Р.Муллагильдин, Э.Девятериков, Р.Алмаев.

По замыслу авторов, новый гостинично-деловой комплекс, расположенный на утесе, примыкающем к уфимскому каньону, должен завершать композицию, выходящую подковой к реке Белой, образуя вместе с Домом дружбы и памятником Салавату Юлаеву один из углов обратного треугольника. Он входит экстерьерным объектом в интерьер малого зала Дружбы народов при движении со стороны главного входа.
Согласно ТЗ, комплекс должен состоять из бизнес-центра, двух гостиничных корпусов – 4-звездочного «Новотеля» и 3-звездочного «Ибиса» – и апарт-отеля. В современной России последняя типологическая единица появилась не так давно с распространением практики работы в крупных городах сотрудников известных фирм из других стран и регионов, нуждающихся в качественном жилье. В Уфе эта ниша пока не заполнена. С точки зрения маркетинга данного места и города в целом проект скрупулезно просчитан инвестором – известным французским оператором «Аккор».

Архитектурное решение основывается на следовании абрису бровки склона, что дополнительно подчеркнуто объездной дорогой, огибающей многообъемную натюрмортную композицию комплекса. Все гостиничные номера раскрыты на набережную и речные просторы. В разрывах между корпусами предусмотрены обширные холлы с дивными видами на реку и памятник Салавату Юлаеву. Эти «общественные гостиные» оказываются доступными простым горожанам, что призвано смягчить возникающую социальную дистанцию.

Проект жилого комплекса с музыкальным салоном в Труниловском пер.
2006 г.
RAUM Architects.
Архит. Р.Муллагильдин, А.Кривицкая, О.Сарапулова, И.Камалтдинов,
А.Исрафилов, Е.Прыйма, И.Ахмадеева.

Террасированный жилой комплекс, включающий в себя музыкальный салон народной артистки России и Башкортостана Ф.Кендияровой, был задуман как новый стандарт элитного жилья на границе урбанистической и природной сред.
В основе лежит последовательность пространств, различающихся своим соотношением приватного и общественного начал. За огороженной территорией жилого комплекса с променадом, ведущим к реке, вы попадаете в частный сад, расположенный с северной стороны дома, затем следует промежуточное пространство, напоминающее японскую энгава, далее – пространство собственно жилья, потом южная энгава, следующий – открытый сад, за ним общий сад, – всего семь градаций. Самое дорогое в 300-метровом доме – это вид из окон на забельские просторы.
Нежилая часть, строительство которой финансируется другим инвестором, помимо собственно музыкальной функции включает также спорткомплекс и домашнюю кухню, где жильцы могут заказать завтрак.

Проект многофункционального комплекса «Уфа-офис-центр»
на ул. Посадская.
2006 г.
Arai Architects. Архит. К.Араи, А.Сасаки.
RAUM Architects: консалтинг, координация, адаптация проекта.

Застраиваемый участок расположен на въезде в город со стороны аэропорта, недалеко от места, где после присоединения Башкирии к России русскими стрельцами был заложен первый сторожевой острог. Отсюда ведет свое начало новейшая история города, поэтому и у властей, и у заказчиков было велико желание сохранить мемориальную зону из разношерстной исторической застройки. Это осуществлено, часть же территории отдана под гостинично-офисно-развлекательный центр. В своем проектном решении авторы отталкивались от пространственно-пластических архетипов места, равно как и ландшафтного своеобразия столицы Башкирии в целом. Комплекс «Уфа-офис-центр» – это, по сути, ассоциативный образ города, расположенного на холме в окружении трех рек. Пространственную композицию составляют две пересекающиеся кривые, между которыми появляется сюита атриумов, а также большой променад, куда ориентированы различные торгово-развлекательные функции. В ходе обследования участка был обнаружен старый ручей, забранный в трубу – его решили реанимировать, раскрыть, в нижнем его течении организовать пруд, привносящий лирическую ноту в общую композицию. Вокруг него планируется создать детский центр, чтобы родители, уходя за покупками, могли оставить своих детей на попечение воспитателей. Напоминанием об историчности места служит стена из кирпича – с одной стороны, это элемент разделяющий, а с другой – объединяющий различные функциональные блоки.

Проект комплексной реконструкции ипподрома «Акбузат» на ул. Менделеева (в процессе строительства).
RAUM Architects / Arai Architects и ОАО «Башкиргражданпроект».
Архит. Р.Муллагильдин, К.Араи.
Застройщик – ООО «Башкирнефтезаводстрой».
Проект здания манежа (в процессе строительства).
RAUM Architects. Архит. Р.Муллагильдин.

Реконструируемый комплекс расположен к северу от уфимского полуострова, на полпути от исторического центра к северному промышленному ядру города. Существовавшее с 1970-х гг. здание ипподрома разобрано и на его фундаментах с расширением пятна застройки возводится новый объем. Кроме того, реконструкции и приведению в соответствие с международными стандартами подлежит вся инфраструктура – здание манежа, гостиница, конюшни и пр., расширяется и само поле ипподрома.
Главные трибуны ипподрома принимают на себя основную смысловую нагрузку. «Акбузат» – по-башкирски это крылатый конь, этот образ и был положен в основу проектного решения. Из исполинской трубы вынута пара сегментов по краям, что и придает зданию легкость и динамизм. Точнее, придавало – вынужденное его «утепление», лишение павильонного характера частично дезавуировало заявленную эпическую тему полета, что особенно видно на главном фасаде, обращенном к полю. В то же время известное «приземление» архитектурного облика ипподрома ликвидирует имевшую место образную дистанцию между главными трибунами и остальными элементами комплекса.
Главные трибуны рассчитаны на 4 тысячи мест, из которых тысяча – открытые, кроме того, здесь расположены холлы тотализаторов, рестораны, фитнес-центр и пр. Основные конструкции выполнены из монолитного железобетона, «труба» покрытия – из сплава цветных металлов.

В конце прошлого года был заложен первый камень в фундамент крупнейшего в Европе керамического завода австрийской компании «Лассельсбергер», который планируется построить вблизи от трассы, соединяющей город с аэропортом. Протяженность производственного корпуса – 1 км. Офисный блок перед этим зданием-бруском должен взять на себя роль пластического акцента, ответственного за представительскую функцию. По требованию заказчика, образ завода должен быть по-австрийски сдержанным и эстетичным. Большое внимания уделяется не только фасаду здания, но и кровле, которая должна просматриваться из иллюминаторов взлетающих и садящихся самолетов, а также ночной подсветке, для разработки которой были приглашены специалисты из Австрии.
В силу того, что вкусовые предпочтения заказчика являлись загадкой, было принято решение объявить конкурс внутри мастерской: сотрудники во внерабочее время за неделю сделали пять вариантов.

Проектные предложения по заводу «Лассельсбергер» на Уфимском шоссе. 2006 г.
RAUM Architects.
Архит. Р.Алмаев, Э.Девятериков, И.Камалтдинов, И.Боженко, О.Сарапулова, А.Кривицкая.

ПОСТСКРИПТУМ
Допускаем, что многие соседи Уфы будут оспаривать ее претензии на третье место в иерархии российских мегаполисов. Но то, что мы там увидели – чрезвычайно перспективное географическое положение города, красивый и неиспорченный природный ландшафт, остросовременная башкиро-японская архитектура, серьезное внимание, уделяемое руководством города и республики развитию инфраструктуры и социальной сферы, пропорциональное распределение строящегося жилья по всей территории региона – говорит, по крайней мете, о небеспочвенности амбиций Башкортостана.
Надеемся, что нам удалось внести скромную лепту в раскрытие этого неизвестного многим региона России.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о