Без рубрики

К 100-летию со дня рождения Л.М.Полякова

Мой отец Леонид Михайлович Поляков родился 21 августа 1906 года в Петербурге. На всю жизнь он сохранил глубокую любовь и восхищение этим городом. Он считал, что архитектура Петербурга–Ленинграда и его пригородов является образцом гармонии и красоты.
Его отец происходил из Псковской губернии. Приехав в Петербург, он занялся строительными работами, у него была небольшая строительная фирма. После 1917 года работал десятником в различных строительных организациях Петрограда.

Л.М.Поляков

После окончания средней школы в 1923 году Леонид Михайлович поступил на архитектурный факультет бывшей Академии Художеств в Петрограде (ВХУТЕИН), который окончил в 1929 году со званием архитектора?художника. Его учителем был архитектор И.А.Фомин, с которым отец работал вместе и после окончания Академии. В то же год отец женился на Раисе Александровне Пуринг, которая тоже закончила архитектурный факультет Академии Художеств.
Он начал работать по специальности с 1927 года в тресте Севзаплес. В 1933 году в составе группы ленинградских архитекторов под руководством академика В.А.Щуко и профессора В.Г.Гельфрейха отец переехал в Москву для работы на строительстве Дворца Советов. Большинство ленинградцев не имели в Москве своего жилья и жили в общежитии на улице Ленивка, поэтому наша семья разделилась: мать уехала с отцом в Москву, она работала вместе с ним, а я осталась у бабушки в Ленинграде. В это время отец спроектировал и построил ряд других зданий, в частности, Северный вход на ВСХВ, жилые дома на Спиридоновке и на Арбате. В этом последнем доме он проектировал квартиру и для нашей семьи, однако ему ее почему?то не дали.
В 1937 году Управлением Строительства Дворца Советов были построены два дома на 2?й Извозной улице (теперь Студенческая) в районе нынешнего Дорогомилова. Эти дома были предназначены как для расселения большого количества работников, привлеченных на строительство Дворца Советов, так и для отселения семей и домов, сносимых в районе строительства. В 1937 году отец получил трехкомнатную квартиру в доме №26 по Студенческой улице. В нашем подъезде поселились также несколько семей архитекторов из Ленинграда. На той же лестничной площадке жила семья архитектора А.П.Великанова, под нами ? семья академика архитектуры В.А.Щуко, на пятом этаже – архитекторы А.Ф.Хряков, З.О.Брод и др.
В предвоенные годы архитекторы много работали дома, т.к. мастерских тогда не было. Большая комната в нашей квартире часто превращалась в мастерскую, ставились подрамники на козлах, и работа, бывало, затягивалась до глубокой ночи. Помню веселые застолья за большим овальным столом в столовой. Взрослые в свободное время любили разыгрывать смешные сценки и шарады, сооружали какие?то необыкновенные наряды из подручных материалов. Это была компания из архитекторов, художников, актеров.
Для детей устраивали представления, где главным заводилой был Юра Щуко, а актерами я и Гуля Щуко. Мы разыгрывали спектакли, например, по книге “Золотой ключик”, “Красная шапочка” и другим сказкам. Делались декорации и костюмы, писались тексты. В 1939 году родился мой брат Саша, который тоже иногда принимал участие в спектаклях.
С 1939 года до начала войны отец был руководителем архитектурной мастерской Моссовета. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. он работал в системе Наркомата Вооружений на строительстве различных сооружений оборонного характера. Сначала он был направлен в г.Медногорск Челябинской области, куда он перевез всю семью. В этом городе наша семья ? мать, я, бабушка и брат Саша ? прожили в эвакуации до 1943 года. Отец был заместителем главного инженера завода. После окончания строительства завода отца перевели в г.Златоуст начальником проектного отдела треста НКВ, а мы остались в Медногорске. Отец очень переживал разлуку с семьей. Он писал в письме И.В.Жолтовскому: «Мне пришлось бросить семью на произвол судьбы из?за полной невозможности перевоза ее зимой». Он просил его помочь ему выбраться из Златоуста. «Мне чрезвычайно надоело командовать лентяями, которые приехали сюда в большинстве случаев отсидеться. Надоело заниматься и отвечать за такие интересные и «знакомые» мне вещи, как мазутоснабжение термического корпуса или проект обмуровки котла Шухова–Берлина А?7. Барак–землянка ? это еще лакомство. Иван Владиславович! Что сейчас слышно в Москве? Нет ли каких возможностей выбраться отсюда и вернуться обратно? Уж очень, оказывается, страшно остаться одному, оторванному от привычной среды и архитектуры, с которой связан весь смысл моего существования».
В 1943 году после возвращения в Москву отец работал в Академии архитектуры, затем, с 1944 по 1948 гг., руководителем архитектурной мастерской в Государственных архитектурных мастерских Комитета по делам архитектуры. После войны он принимал активное участие в восстановлении разрушенных городов, в частности, Севастополя. С 1948 по 1950 год был главным архитектором, членом коллегии Управления по восстановлению Севастополя при СМ СССР. Совместно с архитекторами Е.Вулыхом, И.Самойловой и В.Пелевиным им была осуществлена застройка проспекта Нахимова в Севастополе.

Станция метро "Октябрьская-кольцевая"

Помню, как сразу после войны я ездила с отцом в Ленинград и в пригороды, которые он так любил. Дворец в Царском Селе лежал в развалинах. Казалось, что из этих обломков ничего не может быть восстановлено. Однако в реставрационных мастерских, куда нас пригласили, энтузиасты?реставраторы показывали отцу отдельные сохранившиеся детали, которые они выискивали в этом мусоре, и говорили о дворце как о живом человеке, которого надо лечить и собирать по частям. Отец помнил многие детали интерьеров дворца и мог оказать помощь реставраторам.
С 1950 Л.М.Поляков становится главным архитектором и заместителем начальника Гидропроекта МЭС СССР. С этого времени начинается большая работа по проектированию и строительству таких гигантских сооружений, как Волго?Донской судоходный канал и Цимлянский гидроузел. Над этими сооружениями трудился большой коллектив архитекторов Гидропроекта, посвятивший художественное оформление канала памяти кровопролитных боев, которые проходили на этой земле во время войны и подвигу советского народа в Великой победе.
В октябре 1952 года архитектурное решение сооружений Волго?Донского судоходного канала имени В.И.Ленина и Цимлянского гидроузла, законченных строительством и сданных в эксплуатацию в 1952 году, было выдвинуто на соискание Сталинской премии.
Я была на открытии канала в июле 1952 года вместе с отцом и с важными людьми, которые принимали работу. Мы торжественно плыли на теплоходе «Иосиф Сталин» со стороны Волги из Красноармейска. Эти великолепные сооружения среди безлюдной степи производили удивительное впечатление. Канал Волга–Дон считался первенцем великих строек коммунизма, а по берегам на всех пирсах и причалах стояли расконвоированные зэки, которые и строили этот канал. Они что?то кричали нам ? вряд ли это были приветствия. После того, как мы сошли с этого прекрасного теплохода, на нем почему?то случился пожар.
В это же время по проектам Л.М.Полякова строятся станции метро: в Москве ? «Октябрьская» и «Арбатская», в Ленинграде ? станция «Пушкинская». В Москве на Комсомольской площади возводится высотное здание гостиницы «Ленинградская», а на Волоколамском шоссе ? здание проектных институтов Минмашстроя. Теперь здание наземного вестибюля станции «Октябрьская» изуродовано, будучи включенным в здание гостиницы, а наземный вестибюль станции «Арбатской» вообще уничтожен военным ведомством.
Казалось бы, жизнь отца была на подъеме, он получил Сталинскую премию за станцию метро “Октябрьская” и за гостиницу “Ленинградская”, проект архитектурного решения Волго?Донского канала и Цимлянского гидроузла также выдвигается на соискание Сталинской премии. Однако 4 декабря 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанное Хрущевым и Булганиным. Вслед за ним ? решение: «Лишить архитекторов Полякова и Борецкого звании лауреата Сталинской премии… Обязать Мосгорисполком освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект» т. Полякова за допущенные излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство строительными организациями».
Архитекторы, упомянутые в этом постановлении, ожидали даже, что их отдадут под суд. Их спас А.И.Микоян, который на заседании Политбюро сказал: «Мы же сами давали им задания, поэтому не должны их наказывать». Тем не менее, Л.М.Поляков и другие «проштрафившиеся» архитекторы, были подвергнуты остракизму. Отец долго болел, лежал в больнице. Он был фактически отлучен от творческой работы. У него еще был конфликт с Е.А.Фурсовой, в то время секретарем Московского горкома партии. Она как?то приехала с инспекцией на стройку гостиницы «Ленинградская» и стала отцу делать какие?то замечания, на что тот ей сказал, что он автор проекта и сам знает, что надо делать. Кроме того, бедная женщина перепутала «резонанс» с «диссонансом», и это также не осталось без ответа.
После выхода Постановления работу отцу могли давать только те организации, которые были независимы от Московского горкома партии, а именно ? АН СССР и МИД. Травля велась как на профессиональном, так и на бытовом уровне. Так, ему предложили освободить 4?комнатную квартиру, поменяв ее на меньшую, так как она слишком велика для трех человек!
В 1956 году была сдана Куйбышевская (ныне Жигулевская) ГЭС, где отец был автором и руководителем архитектурной части совместно с коллективом архитекторов Гидропроекта.
В 1958 г. К.Н.Чернопятов, который был в то время уполномоченным Президиума АН СССР по строительству, пригласил отца в ГипроНИИ АН СССР на должность главного архитектора. Одновременно он был руководителем архитектурной мастерской Мособлпроекта, которая фактически выполняла задания МИДа по проектированию посольств в разных странах мира. Отец построил здания посольств в Аддис?Аббебе, Эфиопия и в Тиране, Албания. Параллельно Л.М.Поляков занимался педагогической работой как в МАрхИ, так и в Строгановском училище. В 1956 году в Строгановке было организовано новое направление, которое было связано с архитектурой. В 1961 году по приглашению ректора Строгановки З.Н.Быкова отец возглавил кафедру интерьера. Он был фактически организатором и руководителем этой кафедры, а затем деканом факультета интерьера. Как педагог Л.М.Поляков стремился приобщить студентов к образцам классической архитектуры и во время летней практики устраивал поездки в Ленинград и его пригороды, а также в Суздаль и Владимир. По воспоминаниям Л.Н.Федоровского, выпускника кафедры интерьера 1962 года, «Л.М.Поляков умел вовлечь в творческую работу не только своих коллег, но и студентов. Он обладал энциклопедическими знаниями и великолепной памятью, прекрасно знал историю Ленинграда и мог часами рассказывать о любом памятнике нам, студентам, приехавшим на летнюю практику. Леонид Михайлович был удивительным педагогом. Казалось, что он нас специально ничему не учил, но своими рассказами о великих мастерах ненавязчиво вводил в храм архитектуры. Как руководитель отделения «Внутренняя отделка зданий» Леонид Михайлович считал, что специалисты по интерьеру – главные помощники архитектора и потому должны стать дирижерами коллектива художников прикладного искусства».
Отец проработал в Строгановском училище до своей смерти в июне 1965 года. На входной двери Строгановки имеется мемориальная доска с указанием на то, что здесь работал выдающийся архитектор Л.М.Поляков.
Отец, конечно, тяжело переживал отлучение от творческой работы. В середине 60?х годов, когда хватка партии несколько ослабла, ему стали предлагать работу над крупными объектами. Он сокрушался, что силы покидают его, говорил: «Да вот беда, зубов у белки нет!».

Гостиница "Ленинградская"

У отца была большая библиотека. Кроме классической литературы ? как русской, так и западной, у него было много книг по архитектуре и по искусству. На полках стояли большие фолианты, папки с гравюрами, особенно он любил Пиранези. Отец много знал наизусть и часто цитировал Пушкина, Чехова, Островского. Была любимая книга «Сады и парки», которую он мог много раз перечитывать и рассматривать. Во время работы часто напевал песни и классические арии. Например, любил песню «Позарастали стежки?дорожки, где проходили милого ножки».
Отцу было свойственно стремление приобщить людей к искусству. Помню поездки во Владимир, Суздаль, Боголюбово, его рассказы о церкви Покрова на Нерли, о церкви в Дубровицах. Как?то я вместе с ним была в мастерской Корина, которого отец высоко ценил. Корин показывал свои последние работы и коллекцию икон, которые были тогда под запретом.
Отец является автором целого ряда памятников различным людям и событиям, в том числе ? И.А.Фомину и Ал.Н.Толстому на Новодевичьем кладбище, А.Н.Толстому в Москве, А.П.Чехову в Ялте и Мелихове. Он выиграл конкурс на монумент в честь 300?летия воссоединения Украины с Россией на площади Киевского вокзала. Я спросила его, когда же его поставят, он сказал: «Никогда!», и оказался прав…
Анна Полякова,
дочь архитектора

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о