Градостроительство

Общественные пространства в Москве и Берлине: сравнение с точек зрения архитектора и горожа. Интервью с Кристофом Лангхофом

Интервью зам. гл. редактора Андрея Иванова с немецким архитектором Christoph Langhof посвящено проблемам образа и значения общественных городских пространств Берлина и Москвы.
Описывая эволюцию общественных пространств Берлина в послевоенный период, К.Лангхоф подчеркивает важность смены подхода к их организации, пришедшегося где-то на рубеж 1970-х и 80-х гг. Публичные пространства перестали рассматриваться как «приложение» к транспортной инфраструктуре, и воспринимаются теперь как очень важная часть городской жизни. Особенно в последние 15 лет городская ткань и градостроительный контекст стали играть решающую роль при проектировании и строительстве индивидуальных зданий. Исторические напластования в городской структуре сейчас служат основанием для разработки стратегий развития, принятия строительных регламентов для конкретных мест и даже выдачи разрешений на строительство. Каждое здание должно следовать этим принципам учета городского контекста. Это означает: город и качество городских пространств более важны, чем индивидуальное здание.
К.Лангхоф с использованием материалов, любезно предоставленных Департаментом по городскому развитию Берлинского сената, приводит две истории успешных общественных пространств в Берлине: площади Брайтшайдплатц (Breitscheidplatz) в западной части Берлина и сквера Люстгартен (Lustgarten) в восточной.
Он отмечает еще одно важное изменение: в последние годы в процесс развития общественных пространств все чаще вовлекаются частные деньги, как правило в форме public private partnership (PPP), что означает сотрудничество государственных, общественных и частных инвесторов в своего рода расширенных общественных проектах. Частные инвесторы и владельцы зданий постепенно начинают понимать, что ценность их собственности прямо зависит от качества городского окружения, в котором она находится.
К.Лангхоф отмечает особую роль, которую центральные городские общественные пространства играют в растущей глобальной конкуренции между т.н. «мировыми городами»: в ней, по его мнению, победят те города, которые помимо функционального и экономического эффекта, в состоянии обеспечить новое эмоциональное качество места, его эмоциональную «добавленную стоимость», что, собственно, и делает место уникальным: «В нашей жизни должно быть нечто ободряющее и возбуждающее, вещи, полные приключения, новые и удивляющие, пусть они и кажутся иногда немного бесполезными. Ведь именно они и составляют очарование города и делают его живым».
А на вопрос о перспективах Москвы в этом всемирном соревновании К.Лангхоф ответил, что если она хочет быть среди победителей на глобальном рынке, она должна постоянно оттачивать свой городской профиль, снова и снова переосмысливать себя как привлекательное место с точки зрения экономики и экологии, и как место, в котором любят жить люди: «Москва, в определенном смысле, подобна товарному бренду, который, чтобы «покупаться», должен быть разработан достаточно привлекательно. Поэтому, точно так же как другие изделия высокого качества, она должна быть в состоянии давать людям нечто большее, чем просто выполнять свои функции за разумные деньги».
Интервью иллюстрируется некоторыми работами архитектурного бюро LANGHOF®, выполненными в последние годы для Берлина и Зальцбурга.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о