Без рубрики

Дом Наркомфина:свет в конце туннеля?

[thumb]/files/u11/27d4be1abb508b2636503977a4f1cb6a.jpg[/thumb]
С выставки «Дом Наркомфина
и его значение» в Аптекарском
приказе в МУАРе. Фото с макета.

Наследие московского конструктивизма после многолетнего небрежения попало под яркий свет юпитеров. Реставрируются эпохальные сооружения 1920-30-х годов – Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Дом культуры им. Горького (фабрики «Свобода») на Вятской улице, Дом культуры завода «Компрессор» на шоссе Энтузиастов и др. Пришёл черёд обратить внимание ещё на один шедевр конструктивистской архитектуры – дом-коммуну сотрудников Наркомфина на Новинском бульваре, построенный по проекту Моисея Гинзбурга совместно с Игнацием Милинисом.
18 марта в МУАРе открылась выставка «Дом Наркомфина и его значение». Вместе с музеем организатором выставки выступил Благотворительный фонд Наркомфин, генеральный спонсор – группа компаний «МИАН». Подготовлен одноимённый каталог, текст которого написан доктором искусствоведения, профессором МАрхИ Владимиром Седовым.
В предисловии автор отмечает: «Как всякая безусловная «знаменитость», дом Наркомфина не очень изучен, более того, он даже не очень понятен. Он существует сам по себе – и как «знаменитость», и как шедевр, и как легенда, и как тайна, но почему он стал всем этим – об этом сказать трудно». Действительно, по сути дела, это не традиционный дом-коммуна – в том понимании, в котором мы представляем ряд других ярких сооружений этого жанра. Его называли «опытным домом переходного типа», и вот как раз это словосочетание допускает самые разнообразные толкования, включая относящиеся к сегодняшнему бытию оставшихся его пятнадцати обитателей. При всей известности личности М.Гинзбурга и его творчества в Москве сохранилось считанное количество построек, к которым этот выдающийся архитектор приложил руку. Несмотря на это, некоторые горячие головы на полном серьёзе предлагают восстановить парцелляцию дореволюционной Москвы с воссозданием прежних садово-парковых комплексов, в структуре которых Дом Наркомфина отнюдь не сохраняется, а ловко переводится из реально существующих объектов в разряд неких эфемерно-виртуальных архитектурных призраков.
Тем не менее, инициатива МИАН, уже выкупившего значительную часть – 31 из 46 – квартир в доме, по превращению его в отель-бутик на 40 номеров-люкс (в настоящее время разрабатывается ТЗ), а также подразумеваемый участник со стороны профессионального цеха – мастерская внука знаменитого зодчего Алексея Гинзбурга, которой поручается разработать проект научной реставрации и приспособления, внушает некоторые надежды. Хотя подводных камней предостаточно – от необходимости устройства развитой инфраструктуры высококлассного отеля – ресепшн, холл, гардероб, бар, бутики и пр. – и полагающегося конференц-зала (под него предполагается отрядить бывший коммунальный корпус) до встраивания лифтового хозяйства (а как иначе?) и совладания с рассыпающимся под руками бесценным «материальным субстратом» – стенами из камышита.
По уверению МИАН, новый бутик-отель должен принять первых постояльцев в 2011 г.

Сергей Мержанов

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о