Без рубрики

Четырнадцать из… По итогам открытого архитектурного конкурса «Старость в радость»

Конкурс на проект социального жилого дома для пожилых проведен в середине апреля при поддержке Правительства Москвы, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г.Москвы и лично В.И.Ресина, а также благотворительного фонда «Гражданский долг» и администрации института. Организаторы конкурса – студенты МАрхИ Н.Переслегин и М.Бейлин.
Участникам предложили освоить два участка – в Краснодарском крае, на пустыре, где чуть больше года назад произошел трагический пожар в доме престарелых, и в Москве, в Спасоглинищевском переулке. В проекте дома для престарелых инновационные методы формирования пространства, функциональности и комфортабельность планировки необходимо было сочетать с элегантностью и теплотой образа, что обеспечило бы жителям счастливую старость.
Состав жюри – Д.Швидковский, А.Бродский, Ю.Григорян, И.Лежава, А.Некрасов, А.Павлова, А.Скокан, А.Цибайкин.

[thumb]/files/u11/bbc364dc144dde8aa8d29f412704f23d.jpg[/thumb]

Проекты-лауреаты отличает редкое единодушие в понимании образа дома для пожилых. Это целостное, скорее ландшафтное, нежели урбанистическое образование, воспроизводящее традиционные образы сельской идиллии – домики со скатными кровлями могут плавать по поверхности озера, сбиваться в кластеры, выстраиваться вдоль улицы или образовывать в плане разорванный круг. Так или иначе это представление не имеет ничего общего с урбанистическими структурами типа знаменитого дома для престарелых в Амстердаме от MVRDV. Лишь у В.Пестеревой, поддавшейся мировому тренду «штабелированных ящиков», дом для пожилых предстает в агрессивно-неомодернистском обличии, брутальная пластика которого дополнена активным использованием цвета. Причем, «пасторальный» уклон имеет место безотносительно к степени утопичности или реалистичности того или иного проекта: «водоплавающие» домики столь же неавангардны, сколь и образующие деревенскую улочку.
Две первых премии присуждены:
— проекту «Плавающие домики» (авторы Артём Сумаков и Дарья Листопад);
— проекту «Дома на сваях» (автор Артём Китаев).
Три вторых премии достались:
— проекту «Дом-кубик» (автор Валерия Пестерева);
— проекту «Красная деревня» (авторы Анна Белугина и Сергей Переслегин);
— проекту без названия (авторы Александр Коробов, Александра Голованова и Михаил Орлов).
Девяти студентам, авторам пяти проектов-победителей предоставлена возможность отправиться на стажировку в Японию.
Ниже приводятся блиц-отклики, принадлежащие одному из организаторов – Н.Переслегину, и внимательному наблюдателю – студентке МАрхИ Е.Соколовой.

[thumb]/files/u11/fc1f1a851072bee47ee4f22d3da88c4f.jpg[/thumb]
Проект «Дом-Кубик»



Этот конкурс стал своего рода барометром настроений студентов. Перспективная, интересная и весьма актуальная тематика заинтересовала немногих: на смотр было подано всего 14 работ, хотя в состав жюри вошли уважаемые и авторитетные специалисты, можно сказать, лучшие архитекторы Москвы и России. Не соблазнили студентов и премии – возможность стажироваться в Японии. Это несколько удивило и расстроило мэтров.
Впрочем, я понимаю своих друзей и знакомых, предпочитающих участию в конкурсах работу в мастерских. Эта ситуация продиктована сегодняшней конъюнктурой рынка. Но нам хотелось расшевелить студентов, попытаться сдвинуть ситуацию с мертвой точки, заинтересовать людей, подтолкнуть к профессиональному диалогу.
Еще несколько лет назад дела обстояли диаметрально противоположным образом. Проводилось множество конкурсов, но ничего не строилось. Студенты, как правило, не работали, учась в институте. И потому такие открытые состязания были едва ли не единственным средством заявить о себе. Как следствие – многие из проектов представляли собой «архитектуру ради архитектуры», являлись своего рода «чистым искусством», не имеющим отношения к реальности.
Работать, учась в институте, безусловно, нужно. Это помогает овладеть практической стороной дела. Такое совмещение, на мой взгляд, идет только на пользу делу. Но нельзя допускать рутинизации творческого труда. Хотелось бы, чтобы студенты МАрхИ выходили из института практиками, не только поварившимися в мастерских, но и получившими исключительно ценный опыт участия в архитектурных конкурсах.
С помощью конкурса «Старость в радость» мы надеемся возродить добрую традицию студенческих конкурсов.
Николай Переслегин, Председатель Студенческого совета МАрхИ


Конкурс был организован студентами шестого курса. Н.Переслегин и М.Бейлин написали его программу с целью привлечь внимание к чрезвычайно болезненной сегодня проблеме социального жилья для пожилых. Жюри отметило понимание большинством участников поставленных перед ними задач и сошлось во мнении, что конкурс удался. Целью многих конкурсантов становилось создание такого пространства, где социальная активность пенсионеров сочеталась бы с бережным сохранением их внутреннего мира.
Однако обладатели двух первых премий, А.Сумаков, Д.Листопад и А.Китаев, отмечают, что многие участники прибегли к использованию тривиальных образов, связанных с расхожими представлениями о старости – колонии домиков с двускатными кровлями. То есть, по мнению члена жюри Ильи Лежавы, «конкурсанты ушли из программы в лирику, в поэтическую атмосферу идеальной деревни, что, наверное, и к лучшему, чем делать некую «контекстуальность» на участке в Спасоглинищевском переулке, напротив Синагоги».
Таким образом, еще раз находит свое подтверждение постулат о том, что задачей архитектуры становится избавление от стереотипного мышления. Все-таки конкурс «Старость в радость» был признан присутствующими самым удачным в этом году – «каждый из участников нашел собственный путь к решению столь сложного объекта».
Евгения Соколова, студентка МАрхИ

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о