Без рубрики

Политика момента и логика жизни. Жан Нувель удостоен Притцкеровской премии

Наконец, это случилось. Для архитектурной общественности событие более чем долгожданное, поскольку ранее как раз отсутствие «архитектурного Нобеля» в послужном списке зодчего вызывало недоуменные вопросы.
По словам председателя организации-учредителя премии «Хайятт Фаундейшн» Томаса Притцкера, Жан Нувель был награжден «за смелый поиск новых идей и стремление расширить границы архитектуры, бросая вызов общепринятым нормам».

[thumb]/files/u11/84077b8407763c47e5fc6b45e8075fdc.jpg[/thumb]
Жан Нувель

Формулировка более чем верная. Ж.Нувелю свойственна редко встречающаяся в наше время широта жанрового диапазона. В его творческой биографии – жилые и общественные здания, торговые комплексы, культурно-просветительские учреждения, объекты здравоохранения, промышленные сооружения. Будущим исследователям его творчества предстоит серьезная задача: стилистически его проекты сложно выстроить в соответствии с временной шкалой, сложно понять, какие идеи лежали в основе какого решения. В его многогранном творчестве причудливо соседствуют самые разные архитектурные течения и направления.
Ж.Нувель – автор множества интерьеров, в которых он разрабатывает как дизайнер не только сам облик помещения, но и все его детали, начиная от мебели и заканчивая осветительными приборами. Его предметы интерьера, своего рода художественные объекты, считаются шедеврами современного дизайна. Мебель, разработанная Ж.Нувелем, – это всегда подлинное произведение искусства, поэтому она имеет огромный успех по всему миру. У простых, но очень функциональных дизайнерских работ Ж.Нувеля есть масса поклонников. Критики же считают Ж.Нувеля философом от архитектуры.
И все же широкой публике он более известен как архитектор.

[thumb]/files/u11/177dcf13ecaef210e37262e0999295cc.jpg[/thumb]
Здание Института арабского мира в Париже

Здание Института арабского мира в Париже, с постройки которого прошла уже почти четверть века, наверное, наиболее известная работа Ж.Нувеля. Два контрастирующих между собой объема с пространством патио между ними гармонично объединяются в архитектурно-планировочном решении. Поразительно новаторское решение фасада, площадью около двух тысяч квадратных метров: он целиком составлен из стекла и управляемых металлических диафрагм, которые соединены с фотоэлементами и в зависимости от интенсивности солнечного света открываются и закрываются на необходимую величину.
Во второй половине 80-х Ж.Нувель создает ряд жилых зданий. Одна из самых примечательных его реализаций того периода – «Nemausus» в Ниме на 120 квартир. В видении автора это – «дом-пароход». Брутальное решение поверхностей, выполненных из грубого бетона в контрастном сочетании с галереями и лестницами, обратило на себя внимание профессионалов.
Дворец Конгрессов в Туре, построенный в начале 1990-х, ознаменовал переход к зданиям, созданным Ж.Нувелем в дальнейшем. Технологично-монументальная манера архитектора – гигантские стеклянные экраны на фасадах, огромные зеркала в интерьерах – впервые в полной мере воплотившиеся именно в проекте Дворца Конгрессов, в следующем десятилетии нашли свое развитие в Центре Картье в Париже и Галерее Лафайет в Берлине. Отражения и рефлексы, неожиданные «порталы в иное пространство» и «просветы в небеса» характеризуют образность зданий, построенных Ж.Нувелем на границе тысячелетий.

[thumb]/files/u11/ee9b4c8f9023559f262718656101d80b.jpg[/thumb]
Музей на набережной Бранли в Париже

В комплексе Культурного центра в Люцерне архитектор обратился к богатейшим возможностям пластики воды. Система бассейнов и фонтанов в структуре зданий выводит посетителя к Женевскому озеру, на берегу которого стоит комплекс. Ж.Нувель, таким образом, не только обогатил своего рода малыми архитектурными формами рукотворную среду Культурного центра, но и связал ее со средой природной, объединил искусственно созданное пространство с естественным.
На пороге нового тысячелетия эксперименты Ж.Нувеля со средой и пространством города реализовались в проекте «Торре Акбар» в Барселоне. Тридцатичетырехэтажная башня высотой сто сорок два метра стала для города важным градообразующим акцентом. В системе городских вертикалей она вступает в диалог с собором Саграда Фамилиа А.Гауди. Строительство «Торре Акбар» стало начальной точкой реконструкции бедного портового района Барселоны.
Одна из последних реализаций – Музей на набережной Бранли в Париже, собравший в своей коллекции образцы примитивного искусства народов Азии, Африки, Океании и Америки. Внешний облик комплекса, соседствующего с такими символами Парижа, как Эйфелева башня, Лувр, Музей Орсе, Большой и Малый дворцы, резонирует с окружением посредством лаконичных геометрических форм, по мнению архитектора, являющихся отражением законов, на которых построено искусство примитивных народов.
Возможно, архитектура Жана Нувеля и не является основополагающей в той же степени, что и творчество, например, Ле Корбюзье. Она не настолько экзотична по сравнению с работами О.Нимейера. Она и не столь эпатажна, как экзерсисы деконструктивистов. Но, вероятно, именно это и послужило причиной того, что Ж.Нувель удостоен Притцкеровской премии только сейчас. Любая престижная награда в современном мире – акция политическая. И если принять за аксиому, что логика и политика – вещи несовместимые, то Притцкер для Ж.Нувеля – счастливое исключение из этого правила.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о