Без рубрики

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФОТОКАТАЛОГ: С ВЫСТАВКИ «НОВЫЙ ЛЕНИНГРАД» В ГЦСИ

В течение нескольких сентябрьских дней в Государственном центре современного искусства на Зоологической работала очередная необычная выставка. На этот раз она носила название «Новый Ленинград» и была посвящена памятникам санкт-петербургской архитектуры конца петроградского и начала ленинградского периода истории города. Ощущение художественной цельности экспозиции возникало у посетителя с первых мгновений осмотра – все представленные фотоснимки выполнены одним автором.

[thumb]/files/u11/894672e14cf216a4f7b1633a09dbc154.jpg[/thumb]
«Разночинные бани» – Баня № 51 на Чкаловском пр. 1929 г., перестройка 1934-1939 гг. Архит. А.С.Никольский, В.М.Гальперин, А.В.Крестин, Н.Ф.Демков.

Фотограф Владислав Ефимов заключил изображения в специальные короба, расставленные в метрическом порядке, что придавало им некоторое сходство с пчелиными ульями. Мимолётное первое ощущение формального (и нарочито подчёркнутого) тождества лапидарной экспозиционной формы и заключённого в них содержания в виде объектов архитектуры авангарда архитектуры, вскоре исчезло, ибо подобным образом вполне можно было экспонировать, скажем, фотоснимки памятников античности или ренессанса. Использование как фасадных, так и тыльных плоскостей этих коробов единиц позволяло единовременно воспринимать лишь половину экспозиции, причём ни одна из них не следовала какому-либо принципу – хронологическому, или, скажем, географическому. В плоскости экрана можно было видеть фрагменты панорам, крупные комплексы и наиболее яркие детали, представленные как в традиционных, так и в неожиданных ракурсах.
Специалисты пытаются найти в архитектуре Ленинграда 1920-х – начала 1930-х годов специфические черты. Конечно же, речь идёт о сопоставлении с Москвой – до начала 30-х годов российские столицы сохраняли примерный паритет и по вопросу занимаемой городом территории, и по численности населения. Можно сказать, что и в Ленинграде, и в Москве работали крупные мастера архитектуры, практически каждый из которых следовал свойственным ему одному художественным принципам. Впрочем, это не снимает вопроса о выявлении региональной специфики, бесспорно, сохраняющейся и в эпоху авангарда.

[thumb]/files/u11/fb82aae96942dca84e6a0aaa66aea501.jpg[/thumb]
Электрическая подстанция (типовой проект) на пр. Обуховской обороны. Конец 1920-х гг. Архит. В.Щуко, В.Гельфрейх, Н.Троцкий.

Другой важный момент – диалог активно всходивших авангардных ростков с плотной, сложившейся веками средой миллионного города. Эта проблема не могла возникнуть ни в Москве с её разреженным и, по сути дискретным, средовым пространством, ни в любом другом крупном советском промышленном центре. Но и здесь Ленинград не даёт какого-то особого рецепта взаимодействия, ибо удельный весь объектов авангарда 20-30-х годов весьма невысок – здесь вспомним высказывание много лет работавшего в городе Л.А.Ильина о «довольно значительных по массе частях архитектуры», которые в условиях Петербурга – Петрограда – Ленинграда «являются добавкой, не способной изменить его основного стиля». Поэтому о серьёзном влиянии на застройку Ленинграда и, как следствие, на изменение его архитектурно-художественного облика, также говорить не приходится.

[thumb]/files/u11/27603b1b0870754908971f202891ba18.jpg[/thumb]
Профилакторий Нарвского района на ул. Косинова. 1928-1930 гг.
Архит. Л.В.Руднев, О.Л.Лялин, О.Я.Свирский, И.И.Фомин.

Что же остаётся? А остаются сами объекты, каждый из которых представляет историческую и художественную ценность. Любая наугад взятая ленинградская постройка означенного периода самодостаточна. И вот здесь-то начинаешь понимать смысл избранной автором формы показа своих фоторабот. Выставка «Новый Ленинград» – это своего рода каталог произведений архитектуры отдельно взятого периода в отдельно взятом городе. По крайней мере, одну из задач, поставленных автором, можно было бы сформулировать таким образом: анализ особенностей ленинградской архитектуры первых постреволюционных десятилетий может стать плодотворным лишь при условии изучения всей палитры архитектуры – с необходимой в таких случаях инвентаризацией и систематизацией объектов. Тот факт, что некоторые памятники, запечатлённые объективом фотографа, уже утрачены, говорит об актуальности поставленной проблемы. Но несомненно и то, что художественное мастерство фотографов, подобных Владиславу Ефимову, способно придать необходимую эмоциональную окраску крупномасштабной многолетней деятельности, связанной с выявлением и сохранением отечественного архитектурного наследия.

Сергей Мержанов

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о