Без рубрики

МОСКВА-РЕКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ

В июне будут подведены итоги конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА по заказу Национальной Ассоциации судовладельцев. Куратор конкурса – МААМ. 22 мая в галерее ВХУТЕМАС состоялся круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни», приуроченный к конкурсу. Среди вопросов, предложенных модератором дискуссии, директором Центра Ириной Коробьиной – оценка роли Москва-реки в городском развитии, перспективы и стратегия активизации использования акватории Москва-реки, сценарии включения ее в жизнь города.

Прежде всего, участники обозначили существующий позитивный зарубежный опыт – от Парижа и Амстердама до Нью-Йорка. А.Муратов рассматривает стратегию активизации социальной жизни на воде как пример возможного акупунктурного воздействия на градостроительную эволюцию столицы. В.Буйнов видит в дебаркадерах элемент будущей городской инфраструктуры. В.Глазычев, В.Юдинцев, М.Хазанов обрисовали направления использования акватории и береговой линии Москва-реки – от устройства плавучих рынков, театров и даже часовен до консольного расширения тротуара набережной с организацией зеленого экрана, отделяющего пешеходную зону от транспортных потоков.

Особую точку зрения высказал А.Боков, подвергший сомнению реалистичность каких бы то ни было сценариев развития акватории Москва-реки. Во-первых, у мегаполиса есть множество проблем, несопоставимо более насущных. Во-вторых, целый ряд объективных обстоятельств – социологических и юридических, имущественных и экологических – заставляет усомниться в целесообразности траты профессиональных усилий в этом направлении.

Впрочем, президент национальной ассоциации судовладельцев А.Новгородский выразил недоумение по поводу высказанной позиции, отождествив ее со взглядом на данную проблему московских властей. Такой ригоризм не сочли возможным разделить остальные участники круглого стола: все же камень вода точит.

Главный редактор «АВ» Дмитрий Фесенко подготовил к круглому столу тезисы, которые приводятся ниже.

I Проблемы

Акватория Москва-реки находится в федеральной собственности.
Не отменен запрет 1930-х гг. на движение лодок и судов в центральной части города.
Существует мнение (нашедшее отражение в Целевой программе комплексного благоустройства набережных Москвы-реки 2007 г.) о нарушении целостности и экологических параметров городской среды благодаря лодкам и дебаркадерам.
При 185-километровом береговом фронте 60 км занимает пром (особенно многочисленный в ЮАО), а есть еще АЗС, гаражи, автостоянки, свалки и т.п. Город практически на всем 75-километровом протяжении Москва-реки отрезан от нее транспортными магистралями.
Единичный (не комплексный, не ансамблевый) опыт создания и обживания дебаркадеров офисной функцией, в частности, на Фрунзенской набережной выглядит некой маргиналией и может послужить компрометацией самой идеи.
Сложная экологическая обстановка, несмотря на принимаемые меры – разделение на 3 уровня (точнее, зоны) загрязнения, контроль качества воды по 29 показателям и пр.

II Что делать?

Необходима разработка соответствующего подраздела в Генплане Москвы, посвященного перспективе обустройства береговой линии и акватории Москва-реки. Очевидно, основное внимание должно быть уделено проблеме зонирования – не только фиксационного, но и проектного, выделению основных зон: 1) зеленых, или тихого отдыха, 2) публичных, 3) культурно-образовательных, 4) гостиницы и апартаменты – поначалу сезонные – с подключением к городским сетям для сдачи в аренду (по примеру Франции, Нидерландов, Таиланда и др.), 5) поэтапно перепрофилируемый пром и др.
Разработка специального раздела в рамках программы «Золотое кольцо Москвы», предусматривающего перечень мероприятий – от обустройства низких набережных до организации водных туристических маршрутов и праздников на воде.
Проработка маршрутов и организация транспортного сообщения по Москва-реке посредством водных такси.
Конкурсная разработка образно-типологической линейки сооружений на воде, которые отличались бы как от городской, так и от корабельной архитектуры, представляя собой некий промежуточный «земноводный» феномен.
Разработка допустимых рекреационных нагрузок на долины рек, экореабилитация природного каркаса, совершенствование очистки стоков, в том числе поверхностных, и пр.
Наряду с обживанием Москва-реки следующие в перечне — Яуза и сеть прудов (порядка 200), нуждающиеся в профессиональном внимании, приведении в порядок и использовании. Вообще же впоследствии речь могла бы идти о формировании соответствующей федеральной программы.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о