Дизайн

НЕДЕЛЯ ДИЗАЙНА 2010 В МИЛАНЕ. ЭПИЗОДЫ

Во второй половине апреля в Милане прошла Неделя дизайна -самое крупное шоу в своей области. Основная площадка вне города — комплекс Pho-Pero, где разместилось мебельное шоу iSaloni. Среди многочисленных экспозиционных площадок одним из неофициальных центров креативности был, как всегда, «Суперстудио Пиу» на улице Тортона к юго-западу от исторического центра. На открытии побывали редакторы «АВ» Дмитрий Фесенко и Ольга Божко.

В этом году у традиционных экспонентов Миланской недели дизайна были популярны два настроения. Первое – «не ехать, и так десять лет подряд участвую, можно сделать перерыв». Второе — «кризис кризисом, а жизнь продолжается, ехать нужно». Как оказалось, правы были и те, и другие. Первые избежали суматохи с вулканом, из-за которого неделя дизайна превратилась по существу в две недели заточения в официальной столице мирового дизайна. Зато вторые получили выставочные площади вполовину прошлогодней цены. То есть теоретически шанс выставиться в стратегическом месте, где раньше встречались только знаменитости, был даже у студентов. К примеру, помещение в районе Zona Tortona площадью 30 кв. метров на весь срок выставки обошлось бы в 5 тысяч евро. В выставочном комплексе Rho Pero вероятно цены были тоже снижены, судя по обилию новых экспонентов из разных стран, для которых появление в этой цитадели долгие годы оставалось мечтой.
Энергии на выставке много, и это едва ли не самый приятный итог. Год назад наблюдалось почти полное отсутствие улыбок у итальянских промышленников. Это выглядело ненатурально и пугающе. Сейчас же с улыбками все было в порядке.


Сразу за сколоченными ad hoc воротами, перед Музеем нового дизайна, на площадке для отдыха установлен Павильон ветра словенского дизайнера Ники Зупанц. Сентиментальный «дом для куклы», собранный из металлических фасадных модулей Qbiss компании Trimo с россыпью игрушечных ветряных мельниц из гнутой фанеры по фасадам. Одна из них – соответствующих габаритов – взобралась на крышу, исполняя, впрочем, сугубо знаковую функцию. Внутри домика – сюита последних объектов автора: от черри-светильников до сахарных кубиков-контейнеров из

Главный парадокс выставки был в другом. Если независимые молодые дизайнеры, как кажется, в хорошей форме и ждут достойного ответа промышленности, то вещи крупных фабрик как раз форму теряют, чего от них не ожидали. На мебельной выставке более всего было заметно торжество коричневого цвета. И это не цвет горького шоколада, каким все поголовно увлекались лет десять назад, а именно коричневый и его оттенки. Обилие коричневых и бежевых поверхностей при отсутствии внятной формы вызывало, прямо скажем, вполне конкретные ассоциации. Почему-то роль провозвестника новой тенденции досталась диванам и столам. Очевидно, что коричневые обивки не единственные в новых коллекциях, но большинство фабрик, словно сговорившись, показало на стендах именно коричневые чехлы. Иллюстрация тренда в жанре столов — глиняное творение братьев Кампана для Edra. Из глины однажды делал вещи нидерландский дизайнер Мартен Баас, но это было экспериментом, а никак не коммерческим ходом. Строго говоря, сила дизайна в эпоху кризиса должна заключаться в следующем: придавать глине, сену, пенопласту, щепкам, стружкам и другим подножным материалам максимально привлекательную форму. Из пенопласта целиком был сооружен стенд Moroso. Всем интерьерным дизайнерам это наверняка послужило сигналом для внедрения пенопласта в модные рестораны, клубы и частные резиденции.


Финский дизайн безошибочно узнаваем: элегантно изогнутые деревянные поверхности, sustainability как императив, recycling как технологический принцип. Вот только цена обескураживает: стул из прессованных опилок обойдется покупателю без малого в 2 тысячи евро.

Другая сильная тенденция в следующем: дизайнерские вещи для среднего класса постепенно исчезают. Выживают либо дорогие, галерейного уровня, предметы лимитированных серий для коллекционеров, либо вещи в «икейном» стиле – разборные, легко складывающиеся и вполне доступные по цене. Том Диксон так и заявлял по поводу своей новой коллекции: «Почему IKEA может себе позволить, а остальные нет»? Он выпустил коллекцию предметов функциональных по форме и содержанию. Десять девушек собирали на его стенде подсвечники по 30 евро – их можно было запросто купить на месте. Выставка-продажа — немыслимое нововведение для снобского Милана, где все принято создавать под заказ, а если продавать – то в последний день выставки под большим секретом.
В этом году в Rho-Pero параллельно с мебельной выставкой проходила выставка кухонь Eurocucina. Занимательно, что в этой части выставки было весело, несмотря на отсутствие многих крупных игроков. Зато здесь был и цвет, и задор, и технологические новинки. Серьезные стилеобразующих экспериментов, конечно, никто себе не позволял — слишком затратно, а вот стопроцентно работающие решения шли на ура: это пантоновская цветовая линейка, присутствовавшая в декоре современных кухонь, насыщенный желтый цвет и обилие стекла. Разноцветными порой даже становились конфорки варочных панелей!
В разделе ванных комнатах наблюдались следующие тренды: в сантехнике актуально отсутствие блеска (ванны и раковины и прочие устройства делают матовыми), форма напоминает изящные умывальные приспособления эпохи «бидермайер», стенки ванн и раковин истончаются к краю. То есть общее «облегчение» образа ванной комнаты с одной стороны и наделение ее другими функциями – с другой. В ванной теперь принято читать, медитировать, параллельно решать деловые вопросы и заниматься садоводством: на стендах было полно горшков с зеленью. А также радиаторы должны быть непременно подписаны одним из великих архитекторов: тема дизайнерского отопления, кажется, в ближайшие годы будет раскрыта полностью.


Нидерландская компания Zuiver целенаправленно поддерживает молодых дизайнеров. Один из них, Б. ван Опсталь адаптировал избитую архитектурную тему «громоздящихся боксов» к дизайну аппаратуры – в данном случае акустической системы. Если верить стендистам, покупателей немного, но они есть.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о