Дизайн

ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ВЫСТАВКЕ ISALONI: КРАСОТА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

В этом году крупнейшей мебельной выставке iSaloni исполнилось полвека. Событие значительное и переломное, поскольку с торжествами по поводу юбилея обычно связан переход в новое состояние. В данном случае все ждали смены посткризисных настроений позитивным настроем. Ожидания оправдались. По всему Милану были устроены инсталляции, посвященные истории города, а также празднованию 150-летия объединения Италии, которое началось несколькими неделями раннее.
На площади Сан Феделе выстроили «Священный лес» (CuoreBosco) – несколько десятков металлических труб с подписанными на латыни названиями деревьев. Когда наступал вечер, и в это «лес» пускали публику, начиналось мультимедийное действо. Сквозь отверстия в трубах валил дым, подсвеченный в разные цвета, а голос (вероятно, принадлежащий духу этой рощи) повествовал об истории этого места.
Буквально за углом, напротив Миланского собора, расположились павильоны выставки Principia – Forward Arts (куратор – Денис Сантакьяра), темой которой стали взаимоотношения искусства и технических изобретений. Под белыми куполами наглядно демонстрировалось, каким образом инновации вызывали к жизни те или иные течения в искусстве в разные века: к примеру, как изобретение дагерротипа повлияло на импрессионистов.


На стендах Euroluce было особенно заметно увлечение светильниками из меди или «под медь».

Единодушное впечатление от iSaloni 2011 – дизайнерскому миру жить стало не только веселее, но похоже и легче. Энергия, движение и новые идеи наполнили пространство выставки Rho Pero спустя три года после кризиса. Адаптация к новым требованиям идет с трудом. Дизайнеры и промышленники ищут и находят новые стандарты для предметного мира.
Тенденции сезона таковы. Диваны избавились от громоздких оснований и обзавелись легкими металлическими каркасами, на которые водружается мягкий чехол – а иногда даже и не чехол, а большая съемная простеганная подушка. В этом сочетании уютного «верха» и легкого «низа», напоминающего скорее дизайнерские стулья, чем привычные буржуазные диваны, и есть секрет современного дизайна. Удобство вполне сопоставимо с классическими моделями диванов. Но вот места занимают они куда меньше, чем раньше, и выглядят гораздо воздушней. Разумеется, они стали чуть выше, поскольку металлическое основание не может быть слишком низким, чтобы не выглядеть комично. Может, оно и к лучшему – успешные люди в плане быта переходят сейчас на автоматические роботы-пылесосы, а они должны под диван проползать (и это требование отнюдь не надуманное).
Бросалось в глаза возвращение светлого дерева как самого популярного материала для дизайнерских вещей. Светлые породы дерева применяют сейчас и для каркасов мягкой мебели, и в корпусной мебели, и для систем хранения, и для аксессуаров — в том числе и ламп. То же касается материала, только набирающего силу — это мрамор. Стол с огромной мраморной столешницей можно было увидеть в новой коллекции B&B Italia. И судя по тому, как много вокруг него было народа, мрамор будет новым хитом в ближайшие годы. Эти два природных материала — дерево и мрамор — отвечают тренду окружать себя только экологическим, а, кроме того, красиво стареют, что согласуется с ожиданием от современной вещи долгой жизни.


Стенд компании Artemide вызвал в этом году наибольшее количество дискуссий.
Фото: Luciano Pascali.Предоставлено Cosmit spa.

Дизайнеры ищут вдохновения в мебели 70-х годов прошлого столетия. Это было заметно по коллекции компании Moroso (одной из тех, кто обычно задает тенденции). Жесткие деревянные подлокотники, отсутствие покрывал, ярко выраженная структура предмета – в общем, на таких креслах и диванах не развалишься. Но выглядит, по крайней мере, свежо и подтянуто.
В световой же индустрии происходят более коренные трансформации, чем смена каркасов и некоторая тяга к ретро. Можно сказать, что сектору освещения приходится бороться с крайностями: чтобы и не отставать от прогресса, но и следовать за ним по пятам. Многие заказчики не успевают психологически перестроиться на авангард, а старые модели уже сняты с производственных линеек, и заменить их часто нечем. Многие фирмы полностью ушли в эксперименты со светодиодами и их архитектурной развеской, забыв о теплом домашнем свете. Архитектурный свет вообще всех интересует гораздо больше, чем домашний. Вероятно, потому, что в свете новых постановлений о замене ламп в первую очередь переоборудовать приходится общественные зоны – метро, университеты, офисы. Те же фирмы, которые продолжают поиски в области светильников для дома, тоже не могут оставаться в традиционной эстетике и ищут компромиссы. Такие компромиссы более всего удались фирме Palucco: вероятно, у нее была одна из самых удачных коллекций вообще, поскольку она воплотила почти все тенденции, заявленные в Милане. Это круглые листы металла в качестве плоских абажуров, светящиеся трубы-телескопы и ровные мерцающие поверхности без выраженного источника света. Показывать источник света стало дурным тоном. А для всех люстр большого диаметра, где лампы могут быть видны снизу, теперь предусмотрены рассеиватели и отражатели. Фирма Flos выступила с крепкой сдержанной коллекцией без особых сенсаций. Прямоугольники от Старка, овалы от Уркиолы и усеченные конусы от Вандерса, вероятно, самое коммерчески взвешенное решение, пока остальные фабрики ищут что-то поинтереснее. Вот компания Artemide не побоялась выпустить асимметричной формы витиеватые конструкции из пластика, однако их воспринимали скорее как курьез.
Любопытен вот какой факт: владельцы лидера мебельного авангарда В&B Italia вернули себе право единолично управлять компанией (долгое время это было не так). И в определенном смысле судьба этой ориентированной на высокий дизайн фирмы показательна для всей итальянской индустрии. Итальянцы хотят вернуть себе право называться страной не только с громким дизайнерским прошлым, но и энергичным настоящим и многообещающим будущим. Пусть так и будет.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о