Градостроительство

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АРХИТЕКТОРОВ – КАК ОНО УСТРОЕНО В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ?

Несколько лет назад я читал лекцию в Университете Калифорнии в Ирвине для небольшой группы аспирантов. В углу сидел человек, который по возрасту никак не походил на аспиранта, слушал внимательно, но вопросов не задавал. Вспомнилось советское прошлое, когда выступление всякого иностранца обязательно курировал вот такой внимательный и немногословный человек. Я спросил своих коллег-американцев – кто это? Они ответили, что, скорее всего, архитектор, который пришел, чтобы прослушать лекцию и заработать зачётную единицу в рамках программы непрерывного архитектурного образования. Меня эта тема заинтересовала, и я стал заниматься исследованием — года полтора на это потратил. В конце концов разобрался и хочу вас познакомить с результатами своих изысканий..
Я для себя поставил такие задачи. Во-первых, выяснить, как устроена система. Особенно меня интересовал вопрос: что заставляет успешных людей, имеющих прибыльный бизнес, ходить на такого рода мероприятия, учиться, получать зачеты, записи в своем транскрипте, который хранится на сайте Американского Института архитекторов (AIA), как я потом об этом узнал. Второе – кто эту систему создал и поддерживает в рабочем состоянии? В-третьих, кто, чему и как архитекторов учит? Важно еще было разобраться в том, чему не учат, потому что это весьма показательно для понимания того, как архитекторы видят свою профессию.



На первый вопрос я получил ответ очень быстро. Заставляет архитектора постоянно совершенствовать свои знания система лицензирования. Для того, чтобы картина стала понятной, я составил специальную схему образовательной и профессиональной карьеры архитектора в Америке. Конечно, это упрощенная версия, потому что путей очень много и они разные. Во-первых, от 5 до 8 лет – это срок обучения по аккредитованной архитектурной программе. Этих аккредитованных программ три: бакалавр архитектуры, магистр архитектуры и есть еще одна уникальная в университете Манао на Гавайских островах – доктор архитектуры. После получения академической степени выпускник еще не является архитектором и не имеет права называть себя архитектором. Он должен пройти 3 года чрезвычайно регламентированной практики. Не просто просидеть за компьютером – это обязательное знакомство с архитектурной практикой в её различных аспектах. Затем примерно 5 лет подготовки к лицензионному экзамену (иногда меньше, но часто – значительно больше) и его сдача. После чего вы собственно становитесь архитектором, имеете право подписывать бумаги, руководить бизнесом и т.п.


От профессионального образования к практике – что заставляет?

Однако учеба продолжается. Дело в том, что по положению лицензионных комиссий большинства (сорока трёх из пятидесяти четырёх) отдельных штатов и заморских территорий США, которые имеют исключительное право выдавать лицензии, архитектор должен возобновлять лицензию каждые один-два года – в разных штатах по-разному. А непременным условием для возобновления лицензии является участие в программе постоянного обучения и самообразования. Данные требования никак не обойти: не учишься – не возобновляется лицензия. Так эти программы и называются – «обязательного непрерывного образования» (Mandatory Continuing Education — MCE). В результате люди весьма зрелые вынуждены ходить на занятия и получать зачеты по пройденному материалу. В ответ на инициативу штатов АIA разработана собственная система непрерывного архитектурного образования – Continuing Education System (CES), которая должна помочь координировать очень разные требования на местах. А они на самом деле сильно разнятся – где-то учебных часов 8, где-то 16, где-то ежегодно, где-то – раз в два года. И т.д. и т.п.
Кто создал и поддерживает эту систему? Я буду говорить о CES. Ее основной принцип – обучение архитектора на протяжении всей жизни. Разработана сложная, отлаженная и постоянно совершенствуемая совокупность требований к непрерывному образованию. Это не просто записка на трех листиках. Создана электронная регистрация обучения членов Института. У каждого из них есть электронный транскрипт – виртуальная зачетная книжка, где в режиме онлайн накапливаются часы обучения, необходимые для подтверждения — в очередной раз – лицензии. Проводится огромная работа — исследования, конференции, семинары. Создан основной образовательный ресурс – это сеть из 2,5 тысяч авторизованных провайдеров образовательных услуг. AIA их аттестует и обучает. Создан первый портал знаний архитектора, где можно получить доступ к 120 тыс. источников.


Субъекты непрерывного образования – кто учит?

Кто обучает, т.е. разрабатывает конкретные образцы программы и обеспечивает эти программы учебниками, справочниками, информацией? — Целая сеть организаций и, прежде всего, сам АIA и местные отделения АIA – а их более 300. Потом Национальный Совет комиссий штатов по лицензированию архитекторов (NCARB) – это зонтичная организация, которая объединяет отдельные органы лицензирования – и Американский архитектурный фонд (AAF). Далее – правительственные агентства, имеющие отношение к городу и городской среде – такие как Министерство жилищного строительства и городского развития (HUD), министерство энергетики, министерство транспорта. За ними – университеты, научные ассоциации и конференции. Также информационные центры – библиотеки, архивы, музеи с их компьютерными базами данных, аккумулирующими информацию об архитекторе.

В центре Вашингтона есть потрясающий строительный музей, где можно зарабатывать зачетные часы, посещая экскурсии. Профессиональные ассоциации градостроителей, ландшафтных архитекторов, строителей, риэлторов, девелоперов – все предлагают учебные курсы для архитекторов, каждый в своей сфере. Наконец, проектные и строительные фирмы, редакции и издательства, фирмы-разработчики новых материалов. Появились специальные центры – провайдеры образовательных услуг. Раз на этом можно зарабатывать деньги – значит, возникают структуры, которые делают только это.

Программа CES тщательно регламентирована по объему и по содержанию. С 2012 г. это 18 академических часов занятий, в том числе, 12 часов по конкретным вопросам, связанным со здоровьем, безопасностью и благополучием граждан (health, safety, welfare – HSW), которые архитектор должен подтверждать ежегодно. Упомянутая аббревиатура для американской профессии и образования ключевая. Из вышеупомянутых 12 часов 4 часа отводятся на программу устойчивого проектирования, 6 часов занимает самоотчет – наименее регламентируемая часть обучения.
Существенным образовательным ресурсом являются и съезды АIA, в том числе последний, который состоялся в мае 2012 г. в Вашингтоне. В одном репортаже о съезде написано так: «Архитекторы со всех концов США съехались на съезд, чтобы пополнить учебные единицы по программе непрерывного образования, побродить по выставочным залам, пообщаться друг с другом и, конечно же, собраться на фуршете». На первом плане – именно непрерывное образование. За три дня работы съезда было представлено примерно150 докладов и столько же экскурсий, официально оцениваемых в зачётных единицах НПО, очень солидный ресурс.

Институт (AIA) представляет и продает на своем сайте 25 монографий по самым разным профессиональным вопросам: это и проектирование в контексте территориальных сообществ, и профессиональная этика, и анализ СНиПов, и энергосберегающая архитектура, и архитектура в условиях повышенной сейсмики и т.д.
Большими образовательными возможностями располагает журнал «Architectural Record». С 1997 г. по 2008 г. архитекторами США на его страницах было заработано 500 тыс. учебных часов. Очевидно, это и один из источников существования издания.

Еще пара примеров. Частная компания «Hanley Wood» учит тому, чем владеет в совершенстве. Она производит конструктивные теплоизоляционные панели (SIP) и учит их применению коллег-архитекторов, которые на этом могут заработать одну учебную единицу по программе HSW и по программе устойчивого проектирования.
При университете Пратт, как и при многих других вузах, существует центр непрерывного профессионального обучения, который предлагает 122 учебных курса, в том числе по темам «Адаптивное использование», «Строительные нормы города Нью-Йорка», «Префабрикация строительных изделий для жилищного строительства», «Архитектура жилищных ландшафтов».

В заключение – чему не учат. Не учат коммерческим вопросам – как сделать бизнес прибыльным, как делать рекламу, как работать с населением по продавливанию своих проектных решений. Не учат тому, как строить личную карьеру, как управлять бизнесом и пр. Акцент, как уже отмечалось, делается на общественное служение, обеспечение здоровья, безопасности и благополучия граждан.

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments