Ничто не ново под Луной
На минувшей неделе Союз реставраторов России обнародовал проект Меморандума «Сохранение объектов культурного наследия. Особая сфера правового регулирования и государственного управления», направив его в Администрацию Президента РФ.
Приводим краткие выдержки из этого обширного документа.
«Необходимость принятия настоящего Меморандума вызвана явным кризисом управления, в том числе из-за разнонаправленности принципов государственной охраны памятников истории и культуры и положений… Источником данного кризиса стали коллизии как в Федеральном законе об объектах культурного наследия, так в положениях Градостроительного кодекса и иного градостроительного законодательства… Серьезным поводом также послужила оценка проблемы правоприменительной практики положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не учитывающая особенности объективных процессов, связанных с сохранением объектов культурного наследия… Жесткие рамки условий госзакупок приводят иногда к промежуточному результату, разрыву контрактов и становятся причиной дальнейшего разрушения памятников».
«Охрана объектов культурного наследия и прежде всего реставрация, как ее часть, в настоящее время переживают кризисное состояние – на грани потери накопленного научно-практического потенциала. В отрасли фактически сохранилась лишь одна крупная научно-исследовательская и проектная организация, обеспечивающая формализацию и передачу опыта и знаний отечественной реставрационной школы следующим поколениям реставраторов. Крупные научно-производственные организации, способные накапливать производственные и материальные ресурсы, создавать необходимую производственную базу и воспроизводить трудовые ресурсы, потеряли статус и былые возможности. Малые и средние реставрационные фирмы, действующие в регионах, также утратили или совсем не имеют материально-техническую базу, работают практически по факту контрактных условий, образуя зачастую временные коллективы, и не имеют финансовых ресурсов для равноправного участия в конкурсах».
«Удел профессионалов сегодня – быть субподрядчиками на крайне невыгодных или рискованных условиях…»
«Существующая практика конкурсов и реализации контрактов по государственному заказу на сохранение объектов культурного наследия приводит к экономии прежде всего на всестороннем изучении памятников, на научном и авторском сопровождении производства работ, к отсутствию необходимых для сохранения значимых памятников долгосрочных программ, к раздроблению процесса реставрации на небольшие контракты, не связанные друг с другом и с научной основой реставрации, к частой смене низкопрофессиональных, по сути строительно-ремонтных организаций – подрядчиков, привлечению неквалифицированных исполнителей, катастрофическому занижению стоимости и качества работ, отсутствию опытных специалистов и передачи опыта мастеров реставрации молодому поколению».
«Проблемы, характерные для отрасли: недостаточная изученность памятников, проектирование в кратчайшие сроки, реставрация без учета технологических и климатических условий. В итоге, как правило, получается строительно-ремонтное качество, а не особое, реставрационное».
«В сфере охраны объектов культурного наследия отсутствуют крупные специализированные вузы и научные центры».
«Одно из важнейших условий, тормозящих развитие отрасли, – отсутствие специального механизма финансирования отрасли, адекватного принципам сохранения объектов культурного наследия».
«Действующим законодательством не урегулированы проблемы страхования объектов культурного наследия и ответственности организаций и специалистов, занятых в этой отрасли… В Российской Федерации отсутствует законодательно-нормативная база, которая позволила бы превратить страхование объектов культурного наследия в обязательную процедуру. Необходимо разработать и принять федеральный закон о страховом фонде культурного наследия».
«Финансирование сохранения объектов культурного наследия на основе специальных фондов является мировой практикой… Один из самых масштабных, технически сложных и успешных проектов последних лет в России – возрождение Воскресенского Новоиерусалимского монастыря – доказал перспективность такой формы государственного финансирования и совместного с религиозными и общественными организациями контроля за реализацией проекта».
«В государствах, имеющих наибольший опыт и авторитет в сфере сохранения объектов культурного наследия, таких как Италия, Испания, Франция, основой управления является единая система научной, методической, образовательной и авторской надзорной деятельности».
«Для предотвращения надвигающейся катастрофы в сфере реставрации крайне необходимо устранить извечные коллизии между Градостроительным кодексом и Федеральным законом об объектах культурного наследия, то есть четко разграничить сферы деятельности, сохраняя взаимосвязь».
«Возможно, для девелоперских компаний нужно ввести специальные лицензии организаторов реставрационных и комплексных проектов. Однако при этом лицензии на научно-проектную и научно-практическую деятельность должны иметь специализированные субподрядчики – реставрационные мастерские, организованные вокруг лидера или команды специалистов».
«Ограничение прав подлинности на памятнике истории и культуры сравнимо с ограничением прав самого памятника на существование. Являясь базовым индикатором сохранения объекта культурного наследия, подлинность присутствует не только во внешних формах памятника, определяя его уникальный, ему только присущий облик, но и в его конструкциях и материалах».
«В извечном споре между разнонаправленными требованиями максимального сохранения подлинности памятников, желанием воссоздать исторический облик и культурную среду, а также приспособить к социально-культурному и экономическому использованию – интегрирующим критерием является тот самый компромисс, который позволит памятникам истории и культуры как можно дольше сохранять свои подлинные черты и элементы».
«Необходимо последовательно продвигаться к созданию под эгидой Президента Российской Федерации национального института сохранения объектов культурного наследия России… Первым шагом в этом направлении может стать создание при Администрации Президента Российской Федерации или в рамках Совета по культуре и искусству координационного органа, включающего руководителей, авторитетных ученых и специалистов из профильных научно-исследовательских и научно-проектных организаций, российских вузов».
«Ввиду угрозы утраты уникальных объектов культурного наследия, а также исторического облика российских городов необходимо внести в статью 2 «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности» Градостроительного кодекса РФ принцип особого градостроительного регулирования сферы сохранения объектов культурного наследия».
«Завершить работу по разработке и утверждению Технического регламента сохранения объектов культурного наследия, реставрационной отрасли, который даст правовую основу для применения сводов реставрационных правил и национальных стандартов (ГОСТ Р) для обязательного применения, и на основе которого будет осуществляться государственная экспертиза как самостоятельный вид, отдельно от строительной экспертизы».
«Необходимо законодательно закрепить приоритет и обязательность применения сводов реставрационных правил и национальных стандартов данной области при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия».
«Реставрационному сообществу необходимо принять участие в создании отдельного раздела нового базового закона о культуре, посвященного сохранению объектов культурного наследия, как движимого, так и недвижимого, в том числе для утверждения принципов настоящего Меморандума».
Остается добавить, что в начале 2010-х гг. Союз архитекторов подготовил Меморандум, в котором также оценивалось состояние профессии как катастрофическое и предлагался ряд мер, направленных на выправление сложившейся ситуации. И что?..
Отправить ответ