Общество

Расселение – в продолжение темы

Общественное внимание к проблематике расселения неуклонно растет. На одном из ресурсов появилась статья Ю.Алексеева «Спасут ли Россию агломерации?».

Она начинается с сильного заявления автора о том, что Россия превращается в страну контрастов. Нарастает разрыв в доходах, налоговой базе, качестве жизни регионов. К примеру, по уровню валового регионального продукта субъекты федерации различаются в 93 раза, среднедушевым доходам граждан — в 5 раз, объему инвестиций в основной капитал — в 208 раз, объему производства товаров и услуг на одного жителя — в 75 раз, — констатирует Ю.Алексеев.

Совокупный долг регионов растет и сейчас составляет более 2 трлн руб. Долги превышают половину собственных доходов в 50 российских регионах. Тогда как в восьми регионах долг эквивалентен доходной базе. Есть регионы, где не хватает денег при запуске отопительного сезона. В должниках пребывают даже регионы-доноры, включая Краснодарский край, Нижегородскую область, Татарстан.

В 2016 г. перечисления в бюджеты всех уровней от областей, краев и республик составили 12,77 трлн руб. Обратный поток, то есть возврат средств, наполнение региональных и местных бюджетов — менее половины. Кто-то выиграл – так, Магаданская область направила в центр 16,8 млрд, получила — 20, Чечня – соответственно 8,6 и 9,6 млрд. Главным донорам — Югре, Ямало-Ненецкому и Ненецкому автономным округам – возвращают всего 13-14%.

Регионы все больше отдаляются от центра не только по уровню жизни, но и по связности. Мероприятия по строительству автодорог, реализуемые в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», не оказывают существенного влияния на повышение уровня доступности населения сельских территорий к объектам здравоохранения, образования, культуры, — указывает Ю.Алексеев. За два года в 45 регионах протяженность сельских автодорог с твердым покрытием увеличилась всего на 1,7%.

Автор поминает диалог С.Собянина и А.Кудрина в рамках Общероссийского гражданского форума, когда мэр столицы заявил, что 15 млн селян — лишние, «не нужные для производства сельхозпродукции с учетом новых технологий». Уровень производительности труда в Москве (имеется в виду, очевидно, офисный планктон – Ред.) превышает среднее значение по стране в 2,5 раза, а по сравнению с сельскими поселениями — в 5-7 раз. Ликвидационно-концентрационные выводы напрашиваются сами собой.

Идеи руководителя Центра стратегических разработок А.Кудрин восходят к давнишней концепции поляризованного развития, позднее — управляемого сжатия, демографического и пространственного, выдвинутой еще Минрегионразвития в середине 2000-х гг. Речь идет о создании 10-15, вариант – 15-20 крупных агломераций как альтернативе распухающим столицам. В качестве примера А.Кудрин называет агломерации Екатеринбург-Челябинск-Пермь, Томск-Новосибирск-Барнаул, Самара-Ульяновск и – под вопросом — Казань-Альметьевск-Набережные Челны-Нижнекамск, делая упор на сжатии пространства, читай — повышении связности благодаря появлению новых технологий, в том числе в области транспорта – тех же ВСМ. Но это в будущем, пока же автор напоминает, что между Пермью и Челябинском – порядка 450 км, а в Новосибирской области — так уже по факту сложилась своя агломерация.

Пафос всех этих умствований не оставляет сомнений относительно побудительных мотивов: за ними стоит сверхзадача сэкономить на управленческом аппарате, расходах на инфраструктуре и социалке, сфере жизнеобеспечения, «то есть продолжить дело оптимизаторов здравоохранения и образования только уже в более крупном масштабе».

Отвечая на вопрос, что делать?, автор ожидаемо говорит о необходимости формирования отношений между Москвой и российской глубинкой в соответствии с принципами стратегического планирования. «Речь идет, прежде всего, о формировании модельных бюджетов и перспектив пространственного развития регионов в соответствии с разработанными еще советской научной школой, в частности, академиком А.Аганбегяном, принципами территориально-пространственного планирования». Система поддержки регионов должна основываться на принципах справедливости, прозрачности и предсказуемости финансово-экономических механизмов, которые призваны «стимулировать слабых и не разорять сильных», — настаивает Ю.Алексеев. В зависимости от конкретных территориально-географических условий определяется норма бюджетных расходов на среднестатистического гражданина: от 25-50 тыс. руб. в год в южных и центральных регионах до 150 тыс. руб. в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В федеральном бюджете на 2018 гг. и период 2019-2020 гг. заложены субсидии и дотации в объеме 645 млрд руб. в поддержку отстающих. Принята программа реструктуризации долгов регионов, рассчитанная на семь лет.

«Надо поднимать территории через создание миллионов рабочих мест в регионах, малых городах и селах. Собственно, этого требует и наш президент», — заключает Ю.Алексеев.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о