Общество

О состоянии ЖКХ и основных фондов — языком цифр в исторической динамике

Блогер soiz выпустил статью «Короткое государство Путина», где на значительном эмпирическом материале показывает актуальное состояние и динамику в сфере ЖКХ и основных фондов страны. Мы сделали выборку, относящуюся к нашей профессии.

Отправная точка статьи — заявление тогдашней главы Счетной палаты РФ Т.Голиковой от 2 октября 2017 г. об ускоренном износе основных фондов по всем видам экономической деятельности. Далее автор приводит конкретные цифры, опираясь на официальные данные. Они варьируют в диапазоне от 55 до 90%. При том что в развитых странах данный показатель в среднем равняется 20%.

Износ фондов ЖКХ превысил 60%. Износ системы канализации — 65%, электросетей — 58%. Соответственно год от года растет уровень аварийности инфраструктуры. Автор ссылается на данные, из года в год озвучиваемые высокими чиновниками.

Фонд ветхого и аварийного жилья официально по данным на 2013 г. составлял почти 100 млн2. Лишь 10% из них планировалось ликвидировать до 2016 г. с помощью государственного финансирования.

soizобращается к аналогичным данным начала 2000-х гг., и — не поверите — они совпадают буквально один в один. 2005 г. — износ основных фондов ЖКХ 60%. 2001 г. — 90 млн м2 аварийного и ветхого жилья. Опять же — все по официальным сводкам. То есть деградация идет полным ходом, а статистические данные механически воспроизводятся как минимум второе десятилетие кряду.

Показательный пример. В пресс-релизе международного семинара Госстроя России, Министерства жилищного строительства и городского развития США и Всемирного банка «Ипотечное жилищное кредитование», проведенного в феврале 2004 г. в Дубне, в пресс-релизе сказано, что «ветхий и аварийный фонд ежегодно растет на 40%». «Простой подсчет показывает, — замечает автор, — что если скорость старения после 2001 г. принципиально не изменилась, то к концу 2006 г. категория ветхого и аварийного жилья должна была бы составить около 400-500 млн м2, или 14-16% всего жилфонда».

«Сведения о величине ветхого и аварийного жилищного фонда России, даваемые разными источниками, несоизмеримы. Более того, одни и те же люди в разной обстановке называют разные величины», — комментирует soiz.

Как нам представляется, вывод может быть только один: износ «замедляется» в результате изменения методики учета. То есть высокопоставленного мухлежа, или ярмарочного подлога.

Цитируем автора: «Уже известное колдовство со статистикой, которая скрывает истинное положение дел в стране. Катастрофа надвигается, но ничего не делается, чтобы ее предотвратить, все усилия направлены чтобы скрыть правду».

«Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом из-за многолетнего недоремонта жилья, — пишет soiz. — По официальным данным, ежегодно ремонтировалось не более 10% жилья, подлежащего капитальному ремонту. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил бремя капитального ремонта на собственников жилых помещений, в том числе финансирование ранее невыполненных обязательств государства.

Ситуация усугубляется тем, что наша система теплоснабжения разрабатывалась без особого учета условий, в которых она будет эксплуатироваться. Параметры по качеству воды, температуре, качеству труб не выдерживаются. В результате система изнашивается в разы быстрее, чем предполагалось. Износ труб в регионах 30-80%».

Далее soiz анализирует те же самые катастрофические процессы в сфере нефтяного и газового хозяйства, где деятельность эффективных собственников привела к тому, что: половина магистральных нефтепроводов прослужила 20-30 лет; половина труб приблизилась к критическому сроку эксплуатации; в нефтепереработке износ фондов превышает 80%; износ фондов в газовой промышленности приблизился к 40%; треть газоперерабатывающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс; в угледобыче износ оборудования составляет более 50%.

Следующий акт этой драмы — статистические данные по состоянию промышленности, агропрома, транспорта, гидротехнических сооружений и т.д. Отсылаем к первоисточнику.

В заключение автор приводит свежее сообщение от 7 марта 2019 г. от politforums.net: «Государственные инвестиции в инфраструктуру в России поступательно сокращаются, а их текущий уровень в реальном выражении — самый низкий как минимум за 6 лет и не покрывает даже минимальных потребностей, которые позволяли бы остановить процесс стремительного ветшания основных фондов и материально-технической базы.

По итогам 2018 г. инфраструктурные расходы федерального бюджета сократились с 660 до 640 млрд руб., отмечают аналитики InfraOne в докладе, подготовленном для инвестфорума в Сочи. С учетом накопленной инфляции бюджетные ассигнования на инфраструктурное развитие сжались на треть по сравнению с 2014 г. и на 41%, если сравнивать с уровнем 2012-го. Если 6 лет назад на эти цели выделялась сумма, равная 3,4% ВВП, то после кризиса в 2015 г. она уменьшилась до 2,6% ВВП, в 2016−17 гг. — до 2,2% ВВП, а в прошлом году пробила и это „дно“, составив 2,1% ВВП. По уровню инфраструктурных госрасходов Россия в 1,5 раза отстает от Бразилии (3% ВВП), в 2,2 раза — от Индии (4,7% ВВП) и почти втрое — от Китая, где тратится более 6% ВВП.

Критическое недофинансирование составляет около 2,6 триллиона рублей на 2019 г. Таковы минимальные потребности инфраструктуры, тогда как для роста экономики необходимо куда больше — еще 3,4 триллиона рублей, оценивают в InfraOne.
Причем по мере того, как материально-техническая база деградирует, суммы растут: в 2020 г. это уже 6,5 триллиона рублей, а в 2021-м — 7 триллионов».

«Проблема — не в отсутствии денег, — уверен sоiz. — По итогам прошлого года профицит федерального бюджета составил 2,78 триллиона рублей. По данным Счетной палаты, у Минфина накоплено 10,188 триллиона рублей свободных остатков — это средства, размещенные на банковских депозитах, деньги ФНБ и валюта, купленная для его дальнейшего наполнения.

К концу года размер фонда может достичь 6,6 трлн рублей, к 2021-му — превысить 11 трлн рублей, а к 2024-му — 17,8 трлн».

И главный вывод: «Инвестировать ФНБ внутри российской экономики власти не планируют: деньги должны уходить в зарубежные проекты, чтобы „не разрушать сформированную макроэкономическую конструкцию“, объяснял в сентябре глава МЭР Максим Орешкин.
Дело вовсе не в нехватке средств. А дело, судя по всему, в том, что у этой элиты нет никаких долговременных планов, связанных с Россией. Они выжимают страну до остатка, не собираясь тут ничего создавать. Никакого „долгого государства“ не предусматривается, есть кратковременная операция по переработке России в деньги».

На фото: ЧП в Кировском районе Волгограда.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о