Общество

Юрий Крупнов — обоснование формирования нового макрорегиона

В свете разворачивающегося на наших глазах крушения мировой капиталистической системы и углубляющегося социально-экономического кризиса появляются статьи, обосновывающие цели и задачи и очерчивающие контуры нового панрегиона, движущей силой и смысловым центром которого могла бы стать Россия.

В программном тексте Председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.Крупнова «Перенос столицы России в Омск как интегральный инструмент организации национального рывка и прорыва» обосновывается давнишний тезис автора о размосквичивании, одной из предпосылок чего оказывается перенос столичных функций. Если ранее Ю.Крупнов говорил в этой связи об Амурском крае как одном из перспективных локусов, то теперь речь идет об Омске. Он раскрывает самые разные аспекты — геополитические, геоэкономические, расселенческие, градостроительные, технологические и др.

Прежде всего, автор приводит данные об убыли и оттоке населения применительно к Омской агломерации — в 2019 г. эти цифры составили соответственно 17,6 тыс. и 12,115 тыс. человек. При том что в соседней Тюмени население за год выросло почти на 32 тыс. человек. Основная причина — бюджетная обеспеченность 1 жителя Омска в 13 раз меньше соответствующего показателя Москвы и в 2 раза меньше Тюмени.

Сами омичи называют свой город депрессивной чёрной дырой в самом лучшем месте Евразии. Исследователь говорит о запаздывании Омска среди лидирующих технологических, индустриальных или научно-образовательных инициатив Сибири и Российской Федерации в целом. «Не фиксируется ни один значимый геополитический, геоэкономический, геокультурный и геостратегический тренд, в котором хотя бы чувствуется присутствие Омска, что закономерно порождает множественные негативные последствия застойного и деградационного типов».

«При этом культурно-исторические, географические, инфраструктурно-логистические и, главное, человеческие предпосылки для фундаментального „проседания“ Омска не просто отсутствуют — они (эти предпосылки) и условия попросту великолепны, и их бы хватило на десяток других городов!», — подчеркивает автор.

Омск по своему положению в состоянии сразу и в одной точке колоссального российского пространства решить четыре фундаментальные проблемы России и Евразии, «имеющие абсолютный приоритет сейчас не только для решительного развития, но и самого выживания страны». Среди них — нейтрализация и ребалансировка гипертрофированного роста Москвы; необходимость реинтеграции России в Центральную Азию с выходом к Индийскому океану (меридианный коридор развития — Индийский океан/ Северный Ледовитый океан — через Омск); создание центра собирания Большой Евразии, своего рода «системного интегратора» и «точки опоры» евразийского материка, предпосылками чего являются строительство мульти-инфраструктурного узла-аэрополиса Фёдоровки, а также реконструкция и восстановление Иртыша; организация в стране спасительного для русских и России рывка и прорыва — как отсылка к программным установкам Президента РФ, датированным еще 2014 г.

Обращаясь к последнему пункту, автор пишет: «…Рывок невозможен в рамках привычных и инерционных логик и рассуждений. Для рывка требуется мощное планетарное действие, причём относительно простое в восприятии. И таким действием сегодня может быть только и исключительно перенос столицы России в Омск. Такой геополитический жест и поступок позволит разом решить все указанные выше четыре фундаментальные проблемы».

Ю.Крупнов разбирает три фактора превращения Омска в полноценное и главное для России месторазвитие. Во-первых, расположение Омска на 73-м меридиане, что позволяет сопрячь Арктику и Севморпуть, Западную Сибирь с Центральной Азией и Индийским океаном.

Во-вторых, Омск является практически готовым мульти-инфраструктурным плацдармом, объединяющим железнодорожную, трансполярную авиационную, речную, трубопроводную и продуктопроводную (нефтепереработка и нефтегазотранспортировка) сети. Здесь драйверами должны стать: 1) вынесение аэропорта «Омск-Центральный» в район Фёдоровки (30 км) с созданием главного грузового хаба всего евразийского материка и аэротрополиса, 2) реализация проекта реконструкции Иртыша и создание Иртышско-Обской глубоководной магистрали от Китая до СМП в составе транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС) Евразии, что делает Омск морским портом, городом 6 морей.

В-третьих, Омск имеет все возможности перехвата формирующегося в настоящее время запроса на перенос политической столицы РФ из Москвы за Урал, в Сибирь. «Уникальным плюсом месторасположения Омска является его прямая соотнесённость со столицей Казахстана Нур-Султан, что задаёт уникальную возможность для специфической невиданной в истории столичной системы будущего Евразийского Союза вокруг коридора развития Омск — Нур-Султан, образующей начало новой большой страны, которую мы обязаны создать на постсоветском пространстве в ближайшие 10-15 лет… Проектирование такого евразийского двустоличья задаёт абсолютно новые и колоссальные возможности как для Омска, так и для России и евразийской интеграции в целом, — подчеркивает Ю.Крупнов. -Расстояние в 633 км является относительно большим для масштабных преобразований в рамках указанного коридора развития и в то же время относительно небольшим для связывания двух новых национальных ядер в единую пространственную интеграционную платформу».

Автор задается вопросом: где именно разместить столичный федеральный округ, который определяет федеральную территорию с особым статусом? И отвечает: на территории нынешнего аэропорта Омска, который переносится в Фёдоровку, превращающуюся в транспортный гиперхаб. Он ссылается на исследование одного из лидеров межрегионального сообщества «Новая столица России» П.Петухова, рассматривающего в качестве возможных новых столичных центров Омск и Пермь. «В случае Омска столичный административный район должен быть размещён на левом берегу Иртыша, напротив центра города, на месте нынешнего аэропорта, который и без того уже много лет как планируют перенести. Город расположен в степи, на плоской и незаболоченной равнине, то есть имеет резерв для дальнейшего роста».

Также автор анализирует вероятные векторы развития и специализации новой столицы, среди них: создание в оппозицию Алма-Аты финансово-цифрового центра Евразии; превращение Омска в центр российского транспортного машиностроения, ответственного за создание всех видов транспорта для Сибири, Арктики и Центральной Азии; проектирование и строительство мульти-инфраструктур — транспорт, энергетика, телекоммуникации, культурная, социальная и научно-образовательная инфраструктуры, цифровые интегративные оболочки и др.

Ю.Крупнов обращается к старой идее — проекту «Трансевропейский пояс развития» (ТЕПР), который он предлагает развернуть вокруг Омска.

Автор выстраивает систему аргументации, связанную с модернизацией и развитием различных видов инфраструктур. Причем речь идет как о нашей стране, инфраструктуры которой за последние 30 лет подошли к критической черте, так и развивающихся государств Латинской Америки, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, где большинство инфраструктур еще только предстоит создать. «Сегодня основное требование к экономической продуктивности — мыслить инфраструктурами и мульти-инфраструктурами, поскольку за ними стоят передовые способы жизни, организуемые цифровыми платформами и экосистемами. И эти передовые способы жизни в виде мульти-инфраструктур и приносят самые большие трудовые деньги».

Ученый говорит о создании индустрии проектирования и застройки «умных» городов — «но „умных“ именно по-русски, т.е. решающих ключевые социально-экономические проблемы, а не приукрашивающих скучную жизнь, позволяющих жить вольно и широко, в том числе имея каждому свой собственный дом плюс квартиру». Здесь он обращается к своей книге начала 2000-х гг. (совместно с А.Кривовым), посвященной футурополисам и индивидуальному дому как приоритетному в отечественных условиях типу застройки.

Автор замечает, что субъективной предпосылкой организации сибирской градостроительной революции является наличие собственного ресурса в лице Института территориального планирования «Град» (ген. директор А.Н.Береговских). Дело за малым — тектоническим сдвигом общественного сознания в элитах страны и Омска. А также — деньгах. По поводу последнего автор напоминает о сверхзатратах на Олимпиаду и мундиаль, а также вывезенном как минимум триллионе долларов за последние три десятилетия. «Но главное… — строительство новой столицы по факту является чрезвычайно прибыльным делом. Одно строительство полторы сотни посольств в новом городе, помноженное на перенос счетов ведущих госкорпораций, с лихвой покроет затраты. При этом Омск выступит федеральным пилотным плацдармом под решение ключевых проблем страны, что и даст возможность получать долгосрочный инвестиционный ресурс сроком от 10 до 25 лет… Если мы будем действовать минимально адекватно, мы создадим новый образцово-показательный „очень умный“ город, перенос и трансфер технологий из которого позволят преобразовать всю страну».

«Сможет ли Омск стать axis mundi, т.е. новой „осью мира“, „серединой мира“, центральной частью русской и евразийской вселенной, русско-российской евразийской цивилизации? Сможет ли сложиться вокруг Омска новое русское ядро — как когда-то вокруг Москвы? Это покажет только время и, главное, самоопределение самих омичей», — резюмирует Ю.Крупнов.

В заключение в поддержку концепции автора заметим, что еще Д.Менделеев просчитал, что Омск является строго геометрическим центром Российской империи, напомним, включавшей тогда территории Польши. И также полагал его в качестве мощного ресурса имперского развития.

На фото: Юрий Крупнов / Автор: Никаноров Георгий

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о