Репортаж

«Золотое Сечение-2021»: в преддверии смены повестки

Для пандемийной эпохи поступившие на смотр-конкурс 125 работ — результат едва ли не выдающийся. При этом реализаций в полтора раза больше, чем проектов. Если говорить о профессиональном уровне — процентов 80, если не 90, работ очень приличного качества. Как заметил на церемонии награждения президент СМА и САР Н.Шумаков, абсолютное большинство достойно звания лауреата «Золотого Сечения». И это не преувеличение.

Комплекс офисных зданий на В.Красносельской улице. Архит. Н.Лызлов,
А.Янкова, Ю.Головина, А.Шомова, Д.Антонов.

Фотография: Архи.ру

 

Прежде всего, о лауреатах — комплексе офисных зданий на В.Красносельской улице мастерской Н.Лызлова и проекте Театрально-концертного комплекса «Вселенная Чайковского» в Клину бюро «Четвертое измерение». Если в основе первого, несмотря на пространственную драматургию — диалог истории и современности, входной павильон-распределитель, внутренний двор с перепадом высот и т.д., лежит лелеемое Н.Лызловым понятие простоты, то второй — это квинтэссенция сложности, распространяющейся на все уровни архитектуры — ландшафтный, пространственный, композиционный, типологический, пластический. И этот выбор пары архитектурных полюсов, парадоксальный сам по себе, так как то же жюри судило и проекты, и постройки, может рассматриваться как отражение нашей мятущейся эпохи.


Комплекс офисных зданий на В.Красносельской улице. Архит. Н.Лызлов,
А.Янкова, Ю.Головина, А.Шомова, Д.Антонов.

Фотография: Архи.ру

Вообще объекты реконструкции оказались в центре профессионального внимания, несмотря на то что приток их был искусственно ограничен — бОльшую часть работ организаторы разворачивали в направлении фестиваля «Архитектурное наследие», который состоится в июне в Калининграде. Помимо В.Красносельской это реконструкция вокзала в Иваново Faber Group и реконструкция кинотеатров под службы Московского метрополитена бюро «А.С.+», реконструкция 3-го корпуса МАрхИ команды под руководством А.Некрасова и реконструкция «Сибирь Арены» бюро «Мераком». Во всех этих случаях реконструируемый объект понимается как штучное произведение — крупномасштабные проекты, в частности, реновации на смотре отсутствовали по понятным причинам. За одним исключением — сюиты альтернативных проектов реконструкции пятиэтажек мастерской А.Кротова, требующих стартового миллиарда, но зато имеющих на выходе вменяемую плотность при коэффициенте 2, однако они остались незамеченными.


Проект театрально-концертного комплекса «Вселенная Чайковского» в Клину. Архит. В.Медведев, А.Кузьмина, О.Мединский, М.Канунников, П.Корочкова, М.Чельцова-Бебутова, М.Лытова, Ю.Волчок.
© АБ «Четвертое измерение»

 


Проект театрально-концертного комплекса «Вселенная Чайковского» в Клину. Архит. В.Медведев, А.Кузьмина, О.Мединский, М.Канунников, П.Корочкова, М.Чельцова-Бебутова, М.Лытова, Ю.Волчок.
© АБ «Четвертое измерение»

Другой набирающий силу тренд, не оставшийся без внимания чутких девелоперов — модульное строительство. Он представлен двумя перспективными работами — проектами Районных рядов Try architecture и станции временного пребывания в экстремальных условиях бюро А.Гинзбурга и Д.Великовского. В первом случае уплотняется и насыщается самыми разными социокультурными и сервисными функциями — с учетом пожеланий жителей — среда спальных районов. Во втором — модульные линейки выстраиваются строго в соответствии с внешними факторами — розой ветров и инсоляцией; смысловым же и композиционным центром поселения оказывается перерезающая эти строчки мегаструктура, вбирающая весь обслуживающий набор и равнодоступная из жилых ячеек.

Интересно, что сегодня отторгается или недооценивается профессиональным «коллективным бессознательным», которое и выражают члены жюри. Первое — историзм, в том числе в его изысканной ар-декошной версии: жилые дома «Мезон-проекта» и бюро BADR — среди пострадавших, хотя есть и исключение — (контр)ажурная Пристань бюро «Остоженка». Второе — высотные жилые комплексы, безотносительно к их масштабу — будь то кластер или целый квартал: здесь не помогает ни репутация, ни бренд — прошли мимо «Остоженки» и BADR, IND Architects и «Инград Проекта», да и дипломы — всего лишь — бюро SPEECH и «Атриум» за реализации, которые у всех на виду, весьма показательны. Третье — проекты благоустройства территории, которых было предсказуемо много, однако к ним отношение становится все сдержаннее — дипломов удостоились только «Зеленая река» от «Атриума» и «Теплый берег» в Курчатове бюро М4. Четвертое — объекты культовой архитектуры, даже дерзающие выйти за пределы положенного, как по-северному немногословные деревянные часовни на земле Франца Иосифа мастерских А.Анисимова. О модернизации пятиэтажек, противопоставляющей себя официозу в лице сноса и нового строительства, мы уже упоминали.

Кого нельзя было не заметить, так это бюро С.Гикало и А.Купцова, уже десятилетие работающее на Камчатке и разразившееся серией проектов и построек, одна другой интереснее. Однако в номинанты выбился только загородный жилой дом, который воспроизводит известные приемы — стена, плавно перетекающая в кровлю, контраст фактур — доска и патинированная медь, рядом — единокровный, со скатной крышей из той же меди, павильон летней кухни, но делает это с непритязательными обаянием и элегантностью.

Чего жаль, так это то, что оказались обойденными вниманием жюри работы IND Architects, BADR и Грен. — бюро, которые возглавляют талантливые молодые архитекторы, выходцы из регионов. Они не вхожи в московскую тусовку и нуждаются в специальной поддержке, которая, как правило, запаздывает, если вообще приходит.

 

Очевидно, на следующем фестивале — «Золотом Сечении-2023» — повестка заметно изменится. Предпосылки, прежде всего, внешние: это и грядущее «агрессивное развитие инфраструктуры», и смена отношения на самом высоком уровне к малоэтажному строительству, в том числе деревянному, и обещанные регионам 3%-ные инфраструктурные кредиты, и заявленный в том же Послании Президента России упор на строительство социальных объектов и развитие курортно-туристической сети. А главное, вопреки обозначившемуся левому крену — дальнейшая поляризация, социальная и имущественная, населения страны, а соответственно — и архитектурного заказа. Это если исходить из линейного характера социально-политического и экономического процессов…

Дмитрий Фесенко

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о