Юбилей

В.И.ТРАВУШУ — 85. С юбилейной выставки в ЦДА

В рамках Общего собрания РААСН, где Владимир Ильич Травуш является вице-президентом, состоялась выставка, приуроченная к 85-летию выдающегося инженера-конструктора. Юбиляр успел в свое время поработать вместе со знаменитым инженером Н.В.Никитиным, в том числе над Останкинской телевизионной башней. Он является автором более 200 научных трудов, авторских свидетельств и нормативных документов, 70 реализованных объектов. Сегодня В.И.Травуш — главный инженер компании «Горпроект».

 

Экспозицию открывает проект Башни Никитина — Травуша 4000 в Токио, работа над которой шла с 1966 по 1969 гг. по заказу компании Мицусиба. В основе конструкции — 4-ярусная сетчатая коническая несущая оболочка. Высота каждого из ярусов — 1000 м. Диаметр основания — 800 м. Жилой небоскреб должен был вмещать 500 тысяч жителей. Было получено согласие К.Танге подключиться к работе над проектом, однако из-за административных трудностей, в том числе с советской стороны, проект был отложен. Чтобы реанимироваться на новом этапе, уже в 2000-е гг., с подачи корпорации Тасаи, в виде небоскреба X-Seed 4000 той же высоты, но с диаметром основания 5-6 км и вместимостью 700 тысяч — 1 млн человек.

Следующей в экспозиционном ряду оказывается Останкинская телебашня, проектировавшаяся и строившаяся с 1960 по 1967 г. Со слов Н.Никитина, прафеноменом 560-метровой (включая антенну) башни из бетона послужил перевернутый цветок лилии с его упругими лепестками и мощным стройным стеблем. Для В.Травуша телебашня, и сегодня входящая в список 15 высотных зданий-мировых рекордсменов, стала отправной точкой профессионального становления.

На выставке представлено порядка двух десятков объектов советского и постсоветского времени. Причем в советский период типология оказывается заметно шире, включая административное здание и рынок, цирк и спортивное сооружение. Самые известные в этом ряду — бруталистский, вырастающий из мощного стилобата, подрезанный благодаря конструкции трибун объем Дворца спорта «Динамо» (архит. И.Михалев, Е.Розанов и др., 1977-1980) и проект Центра науки, информации и новых технологий «Дом-окно в III тысячелетие» на площади Гагарина (архит. Ю.Платонов и др., 1980-2007) с прорезающим здание окном диаметром 100 м. Последний образно связан с конкурсным проектом советского коллектива для парижского района Дефанс (1983), основная идея которого, как и победившей Арки О.Шпрекельсена, — это пропускание сквозь себя западной оси французской столицы.

В постсоветскую эпоху с большим отрывом первенствуют небоскребы и спортсооружения. В комплексе ММДЦ «Москва-Сити» В.Травуш выступает соавтором длинного ряда объектов: начиная от центрального ядра, помимо торговой, гостиничной и концертной функции, принимающего на себя роль мощного транспортно-пересадочного узла, и заканчивая половиной небоскребов, среди которых — «Башня-2000» и «Город столиц», «Эволюция» и «Федерация», наконец, нереализованный фостеровский проект башни «Россия». Последний отличался не только передовым конструктивом — от треугольного плана и пирамидальной объемно-пространственной композиции, что обусловило эффективность конструктивного решения ядра в виде трилистника, до диагональной решетки фасада, принимающей на себя ветровые нагрузки, но и применением концепции т.н. энергетического цикла, что обеспечивало перераспределение тепловой энергии внутри здания.

В.Травуш вместе с Б.Тхором спроектировали и стартовый комплекс «Москва-Сити», а именно — торгово-пешеходный мост «Багратион» (1991-1997), который с его верхним торговым и нижним пешеходным уровнями в конструктивном отношении представляет собой оболочку с крупными вырезами, которая покоится на пространственных фермах, опирающихся на три точки.

К высоткам примыкает также бизнес-центр «Москва» в Нур-Султане (архит. А.Асадов и др., 2004-2011), конструктивной особенностью которого является коммуникационное ядро, опирающееся на монолитный железобетонный «стол», расположенный над стилобатной частью, с безбалочными дисками перекрытий.

Что касается спортивных сооружений, то здесь выделяются Конькобежный центр в Крылатском (архит. А.Кузьмин, А.Боков, Д.Буш и др., 2000-2004 гг.), санно-бобслейная трасса «Санки» к Олимпиаде-2013 в Сочи (архит. А.Князев и др., НПО «Мостовик», 2010-2013) и проект реконструкции стадиона «Москвич» (архит. А.Боков, Д.Буш и др., 2007-2009). Все они отмечены оригинальными конструктивными решениями.

В Конькобежном центре это система из двух рядов веерно расходящихся деревянно-металлических ферм, опирающихся на железобетонный ствол главной опоры и колонны по периметру; фермы дополнительно подвешены к Л-образному пилону посредством стальных вантовых конструкций. Бобслейная трасса представляет собой бетонный желоб со стенкой 150 мм (использована технология торкрет-бетона) с ребрами жесткости, проходящими в точках опирания конструкции; он набран из 33 секций от 8 до 100 м длиной, разделенных деформационными швами. Реконструируемый «Москвич» получает эффектное линзообразное покрытие над главной трибуной, придающее комплексу запоминающуюся образность.

Завершающим выставку аккордом оказывается введенный в эксплуатацию в 2019 г. «Лахта-Центр» в Петербурге (проектировщики — компании RMJM и «Горпроект»), с его 462 м являющийся на сегодняшний день самым высоким небоскребом в России и Европе. Среди конструктивных особенностей постройки — 80-метровое свайное поле, 30-метровая стена в грунте, железобетонное ядро, вбирающее коммуникации, последовательность 2-уровневых технических этажей с диагональными стальными фермами от ядра к периметру, обеспечивающими горизонтальную жесткость сооружения.

 

Дореволюционная и советская эпохи оставили нам блестящие имена инженеров-конструкторов, среди них — В.Шухов, В.Проскуряков, А.Лолейт / Н.Никитин, Н.Канчели, В.Ханджи. Владимир Ильич Травуш продолжает эту плеяду великих имен. Вопрос: есть ли достойная смена?..

На фото: Владимир Ильич Травуш / stroi.mos.ru

 


Проект Башни Никитина-Травуша 4000 в Токио. 1966-1969 гг.

 

 


Проект Центра науки, информации и новых технологий «Дом-окно в III тысячелетие» на площади Гагарина. Архит. Ю.Платонов и др. Констр. В.Травуш. 1980-2007 гг.

 

 


Торгово-пешеходный мост «Багратион» в ММДЦ «Москва-Сити». Архит. Б.Тхор и др. Констр. В.Травуш. 1991-1997 гг.

 

 


Проект реконструкции стадиона «Москвич». Архит. А.Боков, Д.Буш и др. Констр. В.Травуш. 2007-2009 гг.

 

 

 


«Лахта-Центр» в Петербурге. Проектировщики – RMJM, «Горпроект». Констр. В.Травуш. 2012-2019 гг.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о