Событие

Расширяя авторскую библиотеку современных архитектурных форм. К юбилею А.В.Бокова

В Музее А.С.Пушкина прошел юбилейный вечер Андрея Бокова. Вдоль стен атриума выстроились два экспозиционных ряда: панно с фотоколлажем построек, начиная от Музея В.Маяковского на Лубянке и снесенного ныне павильона № 69 на ВДНХ и заканчивая стадионами ЦСКА в Москве и «Фишт» в Сочи, и — перпендикулярно — череда мольбертов с графическими листами последних лет, продолжающими длящееся на самом деле всю жизнь исследование взаимоотношений между первосущностями зодчества — пространством и массой, землей и небом, вертикалью и горизонталью, верхом и низом, глухим и открытым, крупной формой и деталью и др.

И эта графическая часть выставки, очевидно, оказывается ведущей в силу своей свежести и рукотворности, наглядности прикосновения руки художника. Архитектуру А.Бокова в бытность его директором МНИИПа и до того мы все знаем и ценим, и ретроспектива лишь будила воспоминания, извлекая из памяти вереницу подернутых дымкой образов. А вот графика — хотя и узнаваемая — по сравнению с выставкой пятилетней давности в МУАРе, как кажется, делает шаг в сторону, в ином направлении, в соответствии с кардинальной сменой культурно-исторической рамки.

Боковские листы 2010-х гг. и более ранние определенно центрированы на архетипических структурах — это мировое древо и мировое яйцо, лестница и амбар, дом и ковчег, башня и обелиск, гора и кратер, помещая их в самые разные контексты — противопоставления и диалога, пересечения и взаимопроникновения, динамики и статики*. В работах последних лет архетипические образы все больше отходят на задний план, на их место приходят антропоморфные образования-сочленения, нередко пропущенные сквозь призму сюрреалистического восприятия мира — казалось бы, вовсе не архитектурного, к тому же, вроде как скрывшегося за поворотами истории. Кто-то, не без внутреннего содрогания, может увидеть в некоторых из листов нарративы «Герники» Пабло Пикассо — неопровержимое свидетельство того, что существуют мировые константы, сшивающие разнесенные во времени исторические эпохи — в данном случае вторую половину 1930-х и первую половину 2020-х гг. Отдельные повествовательные сюжеты — тот же опрокинутый, искореженный ковчег или распадающаяся плоть — указывают на достоверность этих сближений.

В листах начала 2020-х гг. появляется ранее практически не применявшийся А.Боковым задник, черный фон — кстати, в «Гернике» мы видим аналогичный прием выстраивания планов — благодаря чему изображение переступает, выходит за плоскость картины, за ее «красную линию». Обращает на себя внимание штрих, непринужденно варьируемый от работы к работе — от оттеняющей извивы архитектурных фигур тушевки до энергичного, размашистого, выталкивающего их под свет юпитеров со всеми их изломами и скрутками. Показательно, что острый взгляд профессионального художника — Алены Кирцовой — отметил смелость и мастеровитость боковского штриха.

А чего нет, что скрылось за виражом истории, оставшись в поздне- и постсоветских десятилетиях? Прежде всего, в последних листах как-то растворилась тема города как такового, который являлся одним из главных героев графики А.Бокова с конца 1960-х гг. Имеются в виду его кварталы и «длинные дома», площади и перекрестки, лестницы и «индустриальные амбары», которые, похоже, выпали из поля зрения, при том что формальная многосложность и многоплановость работ никуда не делась. Также исчезли реплики конкретных произведений и персоналий русского авангарда, былые отсылки к творчеству Н.Ладовского и В.Шухова, В.Кринского и Л.Лисицкого, которые были характерными еще для 2010-х гг.

Так или иначе, библиотека архитектурных форм, более полувека выращиваемых Андреем Боковым в своей реторте, определенно расширяется. Вряд ли за этим стоит логика саморазвития архитектурного формообразования, скорее — профессиональная реакция на вызовы переломной эпохи, властно подчинившей себе внимание всего мира. Любопытно, эта историческая чуткость носит непосредственно-художнический характер или же архитектор вполне целенаправленно разворачивает корабль, отзываясь на нарастающий исторический гул?..

_________
*Подробнее см.: Фесенко Д. К 75-летию Андрея Бокова — архитектора, художника, мыслителя, общественного деятеля // АВ, 2018, № 5, с. 33-35.

 

 

 


Из графики А.В.Бокова начала 2020-х гг.