Событие

«Выставка четырех» — связывая 1920-е / 1970-е / 2020-е

«Выставка четырех» — дизайнеров Игоря Березовского, Евгения Богданова, Александра Ермолаева и Виктора Зенкова — сделана для Галереи в Выхино командой одного из этой четверки, пребывающего в строю по сей день. Историческим поводом стало неумолимое приближение полувекового юбилея экспозиции 1975 г. к IX Международному конгрессу ИКСИД в Государственном центральном концертном зале «Россия» в Москве. В торжественное мраморное окружение позднесоветской официозной неоклассики на три дня был имплантирован осколок современной живой среды, скроенной по месту из картона, дерева и подручных материалов. Естественной, незавершенной, эскизной, вступающей в диалог с актуальными мировыми тенденциями «одноразовости» vs природосообразности и преемственно продолжающей линию производственного искусства 1920-х гг. Авторами и моторами проекта была эта четверка.

В то время все они работали во ВНИИТЭ, который являлся ядерным реактором идей, связанных со сферой художественного проектирования, или, как тогда называли, конструирования, 1960-1970-х гг. Уже в 1980-1990-е гг. оно получит название «дизайн», которое закрепилось на десятилетия и пустило многочисленные побеги в виде дизайна архитектурной среды, интерьер-дизайна, арт-дизайна, промышленного дизайна, экспо-дизайна, графического дизайна и т.д. В те годы в стенах института формировалось сообщество профессионалов, включавшее теоретиков и практиков и стремившееся интегрировать новоявленный советский дизайн в тогдашний мировой контекст.

Из сегодняшнего далека они предстают «лишними» — теми, кто не вписывался в мейнстрим, со слов А.Ермолаева, «задорно строивших будущее», не припадал картинно к источнику «очевидных ценностей русской традиции», но и не противостоял полемизирующим полюсам, «азартно разрушая и то, и другое». Именно так первоначально и планировали назвать выставку — «Искусство лишних», но потом идеологические обертоны ушли сами собой.

Посетителей выставки встречают акцентные инсталляции, воспроизводящие атмосферу и ключевые образы экспозиции 1975 г. и отсылающие через них к нашим 1920-м. Это вырастающий из земли пространственный зиккурат из деревянного бруса и зеркально откликающийся деконструктивистский подвес из деревянных же реек. Обе конструкции несут в себе главные экспозиционные месседжи — плавающие в пространстве объекты, включая те самые стулья-табуретки из картона родом из 1975 г., и лиды — высказывания, принадлежащие героям выставки. Типа «Превозмочь границы сюжетный заданности и перейти к основам» (В.Зенков), «Экологически чистое искусство — чисто визуальное искусство» (И.Березовский) или «Цель — показать умение придать ценность вещи и снять её с неё» (Е.Богданов).

За ними, вдоль стен, выстроились творческие профили четверки — фокусами оказываются фото- и арт-портреты руки А.Ермолаева с алым росчерком диагонали (Е.Богданов) и черным восклицательным знаком по центру (В.Зенков). Здесь же — избранные произведения разных лет, выставочный постер, на крафте, «по ту сторону дизайна», фоторепортаж с выставки 1975 г., включая работу над самой экспозицией, наконец, альбом-бюллетень «Дизайн для человека и общества» с предъявлением творческой кухни и отзывами посетителей. Этот документальный пунктир воссоздает «структуры повседневности» позднесоветской эпохи с присущими ей чертами и приметами — от скудости материальной субстанции и энтузиастических порывов до брюк клеш 32 см и распахнутых воротов рубашек.

Наверху, на антресоли, расположены четыре мини-выгородки с работами героев выставки. В.Зенков с его любовью к путешествиям и смене впечатлений очень быстро, уже в 1980-е гг., оставил графический дизайн и перешел в кинематограф, выбрав профессию художника-постановщика. Наряду с ранними дизайнерскими работами в кинозале крутятся киноленты с его участием.

Творчество И.Березовского представлено двумя основными направлениями: изысканной ахроматической графикой и шелкографией, которые объединяет установка «меньше значит больше». Его называют советским Энди Уорхолом — кстати, на выставке присутствует также его портрет американского художника — гуашь на гофрокартоне.

Е.Богданов на рубеже ХХ-XXI вв. стал одним из наиболее изобретательных постсоветских эксподизайнеров. В частности, ему принадлежит идея выставочных стендов для морского музея в виде разреза корабля. А еще в 1970-е гг. он плотно работал вместе с А.Рябушиным и В.Паперным над футурологией жилой среды, трансформируемой и мобильной.

Раздел А.Ермолаева включает графику и живопись, музейный дизайн и objets trouves, дизайн мебели и книжную графику. Ценна предложенная ретроспектива, позволяющая окинуть взором творческий путь мастера, увидеть целостность его художественного почерка, преемственное развитие метода SE от 1970-х к 2020-м гг. — от ВНИИТЭ к ТАФ-мастерской и Школе в Ошевенске.

Главное достоинство «Выставки четырех» — в протягивании исторических нитей между советскими и постсоветскими 1920-ми / 1970-ми / 2020-ми гг.

«Пятьдесят лет тому назад они открывали художественные ценности, которые сегодня становятся нормой дизайнерского творчества. Среди них: свобода от идеологической ангажированности, от стремления к деформирующему самоутверждению, от стремления к созданию „вечных“ ценностей.

Они стремились создавать искусство высокого художественного качества, но свободное от профессионального апломба. Они стремились к точности реакций, замечающих намёки, недоговорённости, нюансы; к пониманию природы используемых материалов и конструкций, к уместности жестов и движений.

Они руководствовались принципом природосообразности, каждый по-своему. Они органично соединяли призывы архитектурной традиции (от образования) и дизайнерские эксперименты в практике художественных сплавов, переплавляя в проектах принципы, закономерности, нормы в формы, которые принято было в 60-70-е гг. называть „художественным проектированием“».

Из текста куратора выставки Александра Ермолаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Ирины Кара