Событие

Передача эстафетной палочки — от космического проекта к IT-шному

Усилиями главного архитектора Калуги Алексея Комова город оказывается в центре архитектурных событий — региональная экспозиция из года в год оказывается представленной на фестивале «Зодчество», пару лет назад в Калуге был проведен молодежный фестиваль «Перспектива», в Музее истории космонавтики уже несколько лет как функционирует архитектурный лекторий, собирающий известных спикеров — архитекторов, художников, искусствоведов и др. Так, в начале марта в Музее состоялась лекция Всеволода и Станислава Кулишей «Два космоса в архитектуре». Представленным на сайте АВ записям обеих лекций предшествует небольшая преамбула, включающая анонс от одного из докладчиков — С.Кулиша, а также комментарий гл. редактора АВ Д.Фесенко.

Состоявшаяся в Музее истории космонавтики в Калуге парная лекция была призвана напомнить о несправедливо забытой всеми и вновь возрождающейся идее покорения необитаемых сред, окружающих нашу планету в безвоздушном пространстве. Прорыв, наметившийся в 60-е годы прошлого века с выведением на орбиту космического аппарата с человеком на борту, достигший своего апогея в спорной программе Аполлон, так и остается яркой вспышкой в стремлении человека освоить непознанные пространства Вселенной.

С работами, которые велись в это время в Советском Союзе с привлечением творческого потенциала архитекторов, слушателей лекций познакомил участник программы «МАРС XXI» В.О. Кулиш, продемонстрировав уникальные, ранее нигде не публиковавшиеся наработки по созданию первых поселений на Луне и Марсе. С тех пор прошло уже несколько десятилетий, а принципы, заложенные в этих предложениях, только сейчас стали основой пилотируемых межпланетных программ во всем мире.

Однако, как известно, в поисках неизведанного физики и философы, каждый по-своему, пытаются проникнуть в тайны мироздания и ищут ответ на извечный вопрос: «Откуда мы?». Известный ученый Майкл Тэлбот в свое время опубликовал монографию «Голографическая вселенная», где поставил под вопрос сам факт существования физического трехмерного мира, попытавшись представить его как наложение голографических проекций на искривленную плоскость двухмерного пространства с принципом фрактального сохранения информации в каждом ее отдельном фрагменте с частичной потерей детализации при уменьшении размера фрактала.

Теория эта, безусловно, крайне увлекательна, тем более что развитие технологий позволяет сегодня создавать цифровые обитаемые среды для существования в них аватаров физических тел, переносящих в них эмоциональную составляющую биологической мыслящей формы, коей, собственно, и является Человек. И именно в развитие этой темы представлена вторая часть лекции «Архитектура Метавселенных», которая была подготовлена студенческой группой S.V.E.T. Проект был успешно представлен в рамках первой международной «Биеннале Архитектуры Метавселенных» и затронул тему нефизического присутствия мыслеобраза человека в искусственно созданных средах обитания, способов его коммуникации с окружающим пространством, познания пространственных ощущений в отсутствии действия базовых законов физики и открытия для себя новых горизонтов бытия и сознания. По сути, это попытка нащупать путь развития человечества в стремительно наступающей эпохе сосуществования естественного и искусственного интеллектов, а также сред с дополненной и виртуальной реальностями, требующих кардинальной смены подходов к их архитектуре и переосмыслению пространств обитания человека в новых реалиях голографической вселенной.

Станислав Кулиш,
руководитель бюро LABVA

 

В первой части лекции «Два космоса в архитектуре» В.Кулиш рассказал о международном проекте IDEA, основанном университетом Хьюстона в 1992 г. Целью его было проектирование для экстремальных условий. Россия, вошедшая в проект, выступала с программой МАРС-21, в основу которой была положена подготовка экспедиции на Марс с аванпостом на Луне. Ее архитектурной проекцией являлось проектирование универсальных обитаемых модулей, предназначенные как для пребывания на орбите, так и в условиях гравитации, в частности, в условиях Красной планеты. В.Кулиш продемонстрировал проектные поиски, которые велись МАрхИ совместно с НПО «Энергия».
Вторая часть лекции называлась «Архитектура в метавселенных», и докладчиками, наряду с С.Кулишом, выступали три его ученицы, студентки кафедры промышленных сооружений МАрхИ и члены творческой группы S.V.E.T. Они представили новое направление архитектурной мысли, возникшее на стыке физической и цифровой реальности. Речь идет об архитектуре цифровых обитаемых сред, или пространствах, обладающих характеристиками объектов архитектуры, познание которых происходит посредством аватара. Проект принял участие на Первой Международной биеннале «Архитектура Метавселенных», выйдя в финальную часть.

Любопытно само сведение на одной площадке отсветов советского космического проекта и сменившего его IT-шного, или эксистского. В жизни второй вытеснил или маргинализовал первый. Причем старт пробуксовке НТП был дан еще во второй половине 1960-х гг., но по инерции космический проект просуществовал еще несколько десятилетий. Об этом убедительно пишет А.Фурсов. Это происходило во всем мире, но если говорить об СССР, то критической точкой стал пленум ЦК 1967 г., поставивший точку на трех проектах, которые способны были вывести нашу страну в посткапиталистическое будущее. Это система ОГАС В.Глушкова, холодный термояд И.Филимоненко и разработки В.Челомея в области военного ракетостроения. Во всем мире научно-техническая контрреволюция не распространялась только на избранные — тщательно отфильтрованные и высочайше санкционированные — области, связанные либо с массовым потреблением, либо с тотальным контролем над человеком, либо с тем и другим вместе.

Показательно, что фиксация передачи эстафетной палочки произошла в Музее истории космонавтики.

Дмитрий Фесенко,
гл. редактор АВ