Градостроительство

ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЖИЛОМ КОМПЛЕКСЕ

Одной из наиболее заметных экспозиций на международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва 2013 стала «Новая Москва» — сборная экспозиция из 11 московских проектов и построек, подготовленная куратором Еленой Гонсалес при участии Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. Все отобранные экспертным советом объекты наглядно иллюстрировали те новые принципы, методы и тенденции, которые будут определять приоритеты развития архитектуры столицы на ближайшее время. В состав экспозиции вошел жилой комплекс «Грюнвальд», что с одной стороны несколько неожиданно (проект пока не получал в России каких-то значимых профессиональных наград), а с другой – более чем закономерно, потому что в нем было применено несколько принципиально новых методик работы и заложены идеи, которые, в случае внедрения в широкую практику, могут качественно изменить подходы к проектированию жилых комплексов не только Москвы, но и других российских городов.


Панорама жилого комплекса «Грюнвальд». Несколько типов жилых домов образуют единый архитектурный ансамбль.

В основу планировочного решения комплекса легла идея формирования комфортной среды, представляющей собой гармоничный баланс между сверхплотной городской застройкой европейских городов и разреженной застройкой наших спальных районов. Ограничение по этажности, компактное расположение домов, озелененная благоустроенная территория, свободная от транспорта, подземная парковка, индивидуальные архитектурные решения и качественные строительные материалы и технологии – вот набор составляющих, при помощи которого удалось добиться результата, который служит прекрасным примером новых планировочных, художественных и методологических решений. Архитектура комплекса отличается живописным разнообразием, обусловленным участием в проектировании отдельных домов нескольких бюро. Более того, в работе над комплексом объединили усилия российские и немецкие команды, что позволило соединить в одном проекте лучшие отечественные и самые современные европейские методики формирования жилой среды. Отдельного внимания заслуживает уровень проектных, дизайнерских и технических решений. В условиях лимитированного бюджета (реализация проекта совпала с экономическим кризисом), архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально возможного качества, используя натуральные материалы в отделке, индивидуальные решения на фасадах и в интерьерах.
Работа над проектом жилого комплекса «Грюнвальд» началась в 2004 году. Питерская девелоперская компания «ЛСР» («ЛенСтройРеконструкция»), расширяя географию своих объектов при помощи нового подразделения «Мосстройреконструкция», приобрела под строительство жилого комплекса высокого класса участок в ближайшем Подмосковье, расположенный буквально в полукилометре за МКАДом, в поселке Заречье. Близость к Москве и прекрасное природное окружение давали все основания рассчитывать на коммерческую успешность проекта. К чести застройщика нужно сказать, что, несмотря на гарантированную востребованность, он принял решение не гнаться за квадратными метрами, а создать качественный жилую застройку с выверенным планировочным решением и авторской архитектурой. С самого начала ключевым элементом имиджа комплекса должны были стать градостроительная и дизайнерская индивидуальность, разработать которую предстояло Сергею Чобану, незадолго до этого уже успешно сотрудничавшего в Санкт-Петербурге с компании «ЛСР» на проекте «Дом у моря». И точно так же, как в случае с питерским проектом, разрабатываемым совместно с бюро «Евгений Герасимов и партнеры», к работе над московским комплексом была приглашена еще одна фирма — известное архитектурное бюро «Остоженка». Опыт «Остоженки» по созданию современной, но при этом характерной московской архитектуры в сочетании с опытом и знаниями С.Чобана в сфере западной жилой архитектуры гарантировал неповторимость и соответствие будущей застройки ЖК «Грюнвальд» актуальным мировым трендам.
На первом этапе работы объединенной команде предстояло создать проект планировки для участка площадью чуть больше 4 га, обладающего не только преимуществом близости к Москве и зеленым окружением, но и рядом особенностей, усложняющих проектирование, таких как: вытянутая конфигурация и ощутимый уклон (перепад рельефа более 4 м) в сторону протекающей по соседству речки Сетуни. Концепция будущей застройки была сформулирована С.Чобаном и архитекторами «Остоженки» как разреженная, но не теряющая урбанистического характера среда, сформированная из отличающихся друг от друга по форме и деталям домов, спроектированных разными архитекторами. Под городской (урбанистической) средой подразумевалась среднеэтажная (5-6 этажей) застройка из отдельных компактных корпусов, небольшие промежутки между которыми позволяли раскрыть комплекс вовне, визуально связав его с природным окружением. Из-за узости участка было решено располагать дома по периметру территории и в шахматном порядке, создав для них своеобразный подиум из стилобата, внутри которого разместился паркинг. Внешняя стена стилобата облицовывалась камнем, а внутренняя засыпалась землей и засаживалась газоном, так же как и террасы на участках кровли паркинга между соседними домами. Таким образом, в центре комплекса формировался просторный внутренний озелененный двор, свободный от автомобилей, который авторы, придерживаясь урбанистического ключа, решили трактовать как бульвар или вытянутую городскую площадь-сквер с детскими игровыми площадками и дорожками для променада. В результате симбиоза реалий российского рынка недвижимости и ассоциаций с европейскими городами получилась компоновка жилого комплекса, ощутимо напоминающая средневековую крепость с защищенным стеной периметром, на котором расставлены дозорные башни, но стилистически оформленная в соответствии с современными модернистскими и экологическими архитектурными трендами. На следующих этапах авторам предстояло превратить концепцию в градостроительный ансамбль из произведений нескольких архитектурных команд.
Основа архитектурного разнообразия была заложена в мастер-плане. Ставя перед собой задачу создать парафраз городской среды, в которой бы отличия между зданиями не контрастировали, а дополняли бы друг друга, ведя архитектурный и пространственный диалог, авторы приняли достаточно смелое для коммерческой жилой недвижимости решение и заложили в проект четыре типа домов, различающихся формой в плане: два квадратных, один круглый и один сегментовидный. Это метод, на первый взгляд, противоречит стереотипам рынка жилья, согласно которым покупатель предпочитает ортогональные формы криволинейным, и типология жилья в составе одного комплекса должна быть максимально однотипной для соблюдения паритета обитателей (за исключением пентхаусов, которые априори классифицируются как эксклюзив), но ради достижения поставленной цели архитекторы и их заказчик пошли на риск. И, как показал опыт, не напрасно. Покупатели с готовностью инвестировали средства не только в квадратные метры, но и в возможность жить в эстетически осмысленной и комфортной среде.

Благодаря комбинированию нескольких форм домов (каждый тип повторяется 3-4 раза), усиленному архитектурными средствами, удалось срежиссировать разнообразные видовые раскрытия комплекса, тем самым компенсировав равномерность расстановки корпусов по периметру. Более того, каждый вид дома выполняет свою определенную роль в общем ансамбле, маркируя композиционно важные точки. Круглые дома, как правило, фиксируют границы территории; секторный дом — углы участка; наиболее сложную в презентационном плане северную сторону фланкируют пара из круглого и секторного дома, создавая своеобразные пропилеи перед проходом внутрь комплекса на общественный бульвар.

Заданные мастер-планом геометрические различия предстояло развить при помощи авторской архитектуры. Четыре типа дома должны разрабатывать четыре разных архитектурных команды, причем не только планировки и фасады, но и интерьеры входных зон. По замыслу С.Чобана, такая методика работы позволила бы сформулировать для каждого дома уникальный образ, тем самым персонифицировать его, сделав узнаваемым и любимым будущими обитателями.
Еще на этапе разработки мастер-плана были выбраны те четыре команды, которым предстояло вести проекты домов. Одной из них закономерно стало бюро «Остоженка». С.Чобан как соавтор проекта рекомендовал к участию свой берлинский офис nps tchoban voss, а впоследствии к работе присоединилось созданное в 2006 году бюро SPEECH Чобан & Кузнецов. Наметившийся паритет между отечественными и зарубежными участниками коллективного проекта было решено продолжить и пригласить на два оставшихся типа дома известное немецкое бюро Assmann Salomon и московскую компанию «Проект Меганом». При распределении типов домов между командами авторы мастер-плана решили, что справедливости ради нужно взять на разработку наиболее сложные в планировочном смысле круглый (С.Чобан) и секторный («Остоженка») дома. Assmann Salomon и «Проект Меганом» получили квадратные в плане дома.

Коллективная работа, когда на одном проекте сотрудничают несколько неординарных команд – это всегда риск получить в результате либо архитектурный хаос самовыражений, либо зарегулированное стилистическое однообразие. Но в данном случае взвешенный отбор участников проекта и продуманность мастер-плана служила страховкой от обеих крайностей. Всех участников архитектурной сборной, приступивших к работе над проектами жилых домов комплекса «Грюнвальд», при всех индивидуальности и яркости профессионального почерка, отличала приверженность модернистской архитектуре и внимание к средовым параметрам. В качестве рекомендации участникам проекта было предложено, по возможности, избегать балконов или лоджий, по мнению разработчиков концепции, скомпрометировавших себя в российских условиях, а также использовать натуральный камень на фасадах, тщательно прорабатывать фасадные элементы и продумать стилистическую взаимосвязь внешнего вида зданий с интерьером их общественных помещений. Все эти параметры стали общим знаменателем для четырех очень разных домов, в полной мере отвечающих понятию авторской архитектуры, и своего рода фундаментом будущего ансамбля.
Круглый дом бюро nps tchoban voss и SPEECH Чобан & Кузнецов решили как современную версию сторожевой башни, заменив живописную кладку из дикого камня на современный навесной фасад с унифицированными оконными проемами и облицовкой из натурального известняка. Экономические соображения не позволили использовать массивные каменные блоки, но архитекторы ввели на фасаде макро-рельеф из волнистых вертикальных и горизонтальных лент, образующих фактуру, напоминающую плетеную корзину. Благодаря этому приему авторам удалось получить нетривиальное пластическое решение с ярко выраженной светотеневой игрой, акцентирующей круглую форму здания, и, одновременно, сократить количество оригинальных монтажных узлов и скрыть неизбежные дефекты облицовки. За динамизм и выразительность фасада дом получил имя «Вальс».


Планировочное решение дома предельно рационально. Чтобы избежать неудобных для жителей косых углов, архитекторы использовали крестообразную схему, базирующуюся на ортогональном в плане лестнично-лифтовом узле в центре здания, от которого под прямым углом отходят межквартирные стены. Для освещения лифтового узла все здание, сверху донизу, рассекает вертикальный витраж параллельно которому идет многосветный атриум. Использование в жилье приема, скорее характерного для общественной архитектуры, качественно меняет восприятие входного вестибюля и всего лестнично-лифтового узла. В интерьере лобби используется мотив повторяющегося ритма квадратных проемов, закрытых матовым стеклом и выполняющих роль декоративной подсветки.

Образ секторного дома, возможно, наиболее сложного в планировочном плане из-за отсутствия симметрии, бюро «Остоженка» решила достаточно сдержанно, посчитав, что его оригинальной формы более чем достаточно, чтобы обойтись без дополнительных объемных и пластических акцентов. Даже от первоначально присутствовавших на скругленном фасаде треугольных эркеров было решено отказаться ради единства архитектурного облика здания. Напоминание о них сохранилось только в интерьере вестибюля, где в качестве светильников выступают треугольные плафоны из белого стекла.

Отказ от дополнительных элементов на фасаде авторы компенсировали интересной игрой с размерами и расположением оконных проемов. На всех трех (круглом и двух прямых) фасадах чередуются узкие и широкие окна, а двухэтажные витражи перемежаются непрозрачными вставками из серого стекла, за которыми спрятаны перекрытия. Архитекторы ввели это прием, но не стали его акцентировать, чтобы сохранить приоритет формы дома над структурой его фасадов. Цельности восприятия помогает сдержанная колористика. Серые переплеты и серовато-бежевый известняк гармонично дополнены прессованными светло-коричневыми панелями с имитацией текстуры натурального дерева, которыми облицованы центральные части прямых фасадов. Облик дома, получившего название «Сектор», представляет собой точно найденный баланс между корректностью по отношению к соседним домам и общему ансамблю, с одной стороны, и самодостаточной выразительность необычной формы здания, с другой.


Планировочные сложности архитекторы бюро “Остоженка” остроумно решили, минимизировав количество непрямых углов внутри квартир и приспособив те немногие трапециевидные и треугольные помещения, которые все-таки остались, под зимние сады и подсобки.
Самый крупный по объему и количеству квартир (23 шт. в каждом) дом получил название “Кубус”, потому что его габариты (24,9 х 24,9 х 24,6 м) близки к правильному кубу. Данный проект разрабатывало немецкое бюро Assmann Salomon, имеющее большой опыт в сфере жилой архитектуры и выигрывшее в начале 2000-х годов несколько конкурсов на застройку кварталов в Берлине, благодаря основанным на простых по формам, но интересных по деталям проектах домов.
Для комплекса “Грюнвальд” берлинское бюро предложило концепцию, использующую значительные габариты дома. Достаточная глубина квартир позволила сделать более развитой фасадную часть, разделив ее на выступающие и западающие фрагменты. Выдвинутые вперед на 1,5 м консольные блоки оформлены как массивные эркеры, которые пересекают ленты витражного остекления. Дополнительно в остекление врезаны прямоугольные темно-серые рамы из композитных панелей, обрамляющие французские балконы. Таким образом, фасадная плоскость превращается в сложную трехмерную структуру, внутри которой чередуются плоскостные и объемные элементы, отличающиеся по материалу и цвету. В качестве дополнительного мотива на одном из фасадов дома «Кубус» введен большой вертикальный витраж, точно так же как в “Вальсе” освещающий атриум вдоль лестнично-лифтового узла. Витражные переплеты повторяют расшовку со сдвижкой фасадной облицовки, в свою очередь иммитирующую традиционную кладку из массивных камней.
Еще одним вкладом берлинского бюров в эксперименты с новыми типами жилья стали нетипичные для России планировки, в которых блок санузлов отнесен ближе к центру квартиры и окружен коридором. Казалось бы, расточительное по отношению к полезной площади решение, позволяло более эффективно разделить приватную и парадную части квартир, что по достоинству было оценено покупателями, с удовольствием приобретавших квартиры в этих домах.


Последний по порядку, но не по выразительности тип дома, спроектированный архитектором Антоном Мосиным, в то время работавшим в бюро «Проект Меганом», а впоследствии руководящим своей собственной компанией, получил название «Вуаль», благодаря уникальной фасадной технологии. Фасад этого дома представляет собой видоизмененную версию конструкции double skin, в которой роль внешнего защитного и одновременно декоративного экрана выполняют перфорированные металлические панели высотой с этаж. В некоторых местах они жестко закреплены на направляющих, в других их можно раздвинуть как дверцы шкафа-купе (в гостиных, выходящих в сторону леса) или сложить «гармошкой». Благодаря им обитатели квартир смогут самостоятельно регулировать степень своего визуального контакта как с окружающей природой, так и с соседями по ЖК «Грюнвальд». А с южной стороны эти панели выполняют еще и солнцезащитную роль. За некоторыми распахивающимися панелями скрыты французские балконы. В этих местах, поверх металлического фасада, в качестве ограждения установлены еще дополнительные стеклянные закаленные панели.
Экраны изготовлены не из патинированной меди, как можно было бы предположить исходя из их цвета, а из окрашенного алюминия. Перфорация образует определенный рисунок, разный для всех трех домов этого типа. Орнаментальные мотивы выбраны в соответствии с общей тематикой комплекса и носят романтические названия «Рябинка», «Дубок» и «Подсолнух».
Интерьеры входных холлом домов “Вуаль” естественным образом продолжают и развивают фасадную тему. Только металл и стекло меняются местами. Стены вестибюля облицованы большими листами зеленого стекла, а из полированной стали выполнена обшивка лифтового узла и отдельные декоративные элементы.

И все же дом “Вуаль” — не самое яркое здание на территории комплекса “Грюнвальд”. Пальму первенства держит небольшой фитнес-центр, стоящий в самом конце зеленого бульвара. Его функциональное отличие от остальных зданий подтолкнуло авторов – архитекторов бюро SPEECH Чобан & Кузнецов на принципиально иное решение фасадов. Вместо камня центр облицован панелями из разноцветного стекла, что делает его немного похожим на расположенные по соседству элементы благоустройства детской площадки и должно лишний раз подчеркивать общий позитивный настрой, необходимый для занятий спортом.

Даже столь разнообразные фасадные решения не искажают удивительно целостное и гармоничное впечатление от жилого комплекса. Каждый из авторских коллективов, делая акцент в одном случае на форме здания, в другом на необычных материалах и деталях, тем не менее сохраняет приверженность единому дизайн-коду, основанному на продуманной системе из акцентных и фоновых элементов, благодаря которому удалось создать живописный градостроительный ансамбль, в котором каждый участник привносит что-то свое индивидуальное, одновременно поддерживая общую тему.
На площадке ЖК «Грюнвальд» состоялся грандиозный эксперимент, точнее, сразу несколько экспериментов. Прежде всего, сравнивались различные типы жилых домов, относящихся к бизнес- и элит-классу, и востребованность на рынке недвижимости качественных планировочных и архитектурных решений. Оказалось, что покупатель крайне заинтересован в небанальных решениях и способен оценить художественный и средовой уровень комплекса. Второй эксперимент заключался в исследовании потенциала работы над крупным градостроительным проектом нескольких сильных команд и возможности получения в итоге гармоничного средового и архитектурного ансамбля. Успех «Грюнвальда» дал толчок дальнейшему развитию этого приема и на сегодняшний день уже ряд проектов реализуется с участием нескольких архитектурных команд. Например, проект «Садовые кварталы» и Микрогород «В лесу». Кроме того, на проекте «Грюнвальд» едва ли не впервые в современной истории России совместно работал интернациональный ансамбль авторов, чьи проекты смогли опровергнуть представления о тотальном отставании и неконкурентоспособности российской архитектуры по сравнению с европейской.

Жилой комплекс «Грюнвальд».
Адрес: Московская обл., Одинцовский район, 7-й км Сколковского шоссе, поселок Заречье, ул. Весенняя, д.1 (стр.1-8) и д.5 (стр.1-5).
Заказчик: «Мосстройреконструкция» (в настоящее время «ЛСР. Недвижимость – Москва»).
Проект генерального плана: Архитектурные бюро «Остоженка»; С.Чобан, nps tchoban voss (Германия)
Архит. А.Скокан, В.Каняшин (АБ «Остоженка»), С.Чобан.

Генеральный проектировщик: ОАО «Стройпроект».
Инженерные разделы: ОАО «Стройпроект».
Генподрядчик: ЗАО ИФСК Монолит.

Площадь участка: 4,1 га
Площадь застройки: 17 428 кв. м
Общая площадь: 61 591 кв. м
Общая жилая площадь: 32 967 кв. м
Общая нежилая площадь: 14 362,6 кв. м
Общая площадь фитнес-центра: 2 467 кв. м
Площадь озеленения и благоустройства: 34 284 кв. м
Площадь паркинга: 11 534,6 кв. м
Количество квартир: 248
Количество машиномест: 363
Этажность: 6

Проектирование: 2004-2010 гг. Строительство: 2008–2011 гг.

Корпус А, «Вальс».
Проектировщик — SPEECH Чобан & Кузнецов.
Авторы проекта: С.Чобан, С.Кузнецов. Главные архитекторы проекта: В.Шалявский, В.Казуль, Ю.Котляр. Архит. А.Ильин, К.Шалявский, С.Хапокныш.
Общая площадь: 12 484 кв. м

Корпус В, «Сектор».
Проектировщик – АБ «Остоженка». Архит. А.Скокан, В.Каняшин, М.Матвеенко, М.Дехтяр, М.Кудряшов. Общая площадь: 9 718 кв. м

Корпус С, «Кубус».
Архитектурное бюро Assmann Salomon (Германия). Архит. Frank Assmann, Peter Salomon.
Общая площадь: 16 997 кв. м

Корпус D, «Вуаль».
Архитектурные бюро «Проект Меганом» и Mossine&partners. Архитекторы: А.Мосин, Ю.Григорян, В.Казаченкова, С.Кириченко.
Общая площадь: 8 132 кв. м

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of