Градостроительство

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОМ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ИМПЕРАТИВ

За яркой завесой, сформированной успехами общественной и отчасти жилой архитектуры во всем мире, на второй план отошла архитектура промышленных зданий и сооружений. Конечно, общественный резонанс вызывает и эта тема, но, как правило, только в случае активного неприятия размещения объектов промышленности в сложившейся градостроительной среде, зачастую продиктованного банальной неинфорированностью общества об особенностях современных экологически чистых производств и слабым представлением о неразрывности связей мест проживания с местами приложения труда. Так все-таки зачем в городе пром? Уже набили оскомину постоянные стенания активистов из числа защитников природной среды об ужасах прома и срочной необходимости его вывода за пределы ареалов человеческого обитания. Обычно ратуют за его полную ликвидацию с перераспределением высвобождающегося работоспособного населения в пользу так называемой экономики финансов, слепо следуя по пути, заведшему в тупик экономики США и Западной Европы.
Не думаю, что стоит всерьез обсуждать явную абсурдность таких заявлений и действий, оставив это узкому, активно пиарящемуся клубу заблуждающихся экологов, ввиду специфики своей деятельности плохо представляющих, как работает экономика успешного государства и какими методами эти государства защищают свои позиции на международной арене.
Но вернемся к прому как к безусловно необходимому компоненту успешной экономической модели страны. Казалось бы, мы, добывающая держава, просто обязаны, как это было в середине прошлого века, заниматься переработкой добываемых ископаемых, коих в недрах России больше, чем у кого бы то ни было, создавая конечные продукты потребления. Тем не менее, вся постсоветская экономика основывается на экспорте сырья, о чем написано, наверное, больше, чем об иных особенностях развития государства. Сегодня, как кажется, тренд меняется – ежемесячно, согласно официальной статистике, в России вводятся в строй десятки промышленных предприятий самого различного профиля.
Проведем экскурс в недавнюю историю.
Общеизвестно, что, когда в 1990-е гг. в стране был взят курс на капиталистическое развитие и частное предпринимательство, одной из основных специальностей, острую нехватку которой ощущал рынок труда, была юриспруденция. Вузы открывали юридические факультеты, объявляли о программах подготовки соответствующих специалистов. Сегодня у нас нет нехватки в квалифицированных юристах, более того, людей с юридическим образованием стало больше, чем этого требует рынок. С одной стороны, этот факт предстает как негативный, но с точки зрения сугубо рыночных отношений в этой области возникла реальная конкуренция, оказались востребованы лучшие, оставив другим возможность повысить свою квалификацию, со временем влиться в число успешных коллег или сменить сферу деятельности на впрямую не связанную с юриспруденцией, но позволяющую добиться более высоких результатов благодаря полученным базовым знаниям в области права. Хорошо это или плохо, и какое это имеет отношение к архитектуре, и промышленной архитектуре, в частности? Как выясняется, самое непосредственное.
Сегодня руководством страны, без лишнего пафоса, провозглашена идея новой индустриализации России, а значит, количество строящихся предприятий должно расти. В технических вузах уже готовят специалистов в области технологий добычи и переработки сырья, производства различной продукции конечного потребления, и эти специалисты стали занимать свои места на действующих производствах, способствуя их модернизации и технологическому совершенствованию.


Высокотехнологичный агропромышленный оазис. Дипломный проект отобран для участия в международном конкурсе дипломных проектов Армении. Диплом Союза дизайнеров России. Диплом I степени МООСАО
Работу выполнила: О.Просвирина
Руководители: доцент С.В.Кулиш
доцент В.В.Липатов
доцент О.В.Попов

А в это время в МАрхИ – головном вузе страны, готовящем архитекторов – единственная сохранившаяся в России кафедра Промышленной архитектуры, оказалась перед лицом полного разрушения данной специализации. Так сложилось, что сегодня подготовка специалиста в области промышленной архитектуры превратилась в обучение студента тысяче различных способов приспособления промышленного архитектурного наследия, высвободившегося от утративших свою актуальность производств, под нужды общества потребления – задаче, больше сродни интерьерному дизайну, изредка с декорированием фасадов, нежели комплексному освоению промышленных территорий. Опыт интерьерного рынка перепланировок показывает, что полугодичных курсов по дизайну архитектурной среды, некоторых знаний из области современного искусства, а также регулярного просмотра модных архитектурных журналов вполне достаточно, чтобы успешно справиться с решением подобной задачи.
Зададимся вопросом, откуда вообще берется промышленное предприятие. Как правило, оно возникает вследствие того, что на рынке обнаруживается дефицит того или иного товара или изобретено нечто, на основе чего можно создать новые технологии, промышленная реализация которых позволит выпустить новый класс продуктов.
Рано или поздно эти подвижки материализуются на отдельной площадке в конструкциях из бетона и стали. Именно архитектор-промышленник знает, как сделать так, чтобы производство было грамотно размещено, человеческие потоки на территории предприятия были оптимальны, движение продукции было технологически последовательно, условия работы персонала отличались комфортом, а ущерб природной среде был минимален. Сегодня архитектор-промышленник является основным субъектом создания так называемой устойчивой архитектуры, ибо инструментов соответствующего влияния в промышленном проектировании существенно больше, чем в иных сферах деятельности.
Сколько же сегодня профессионалов в области промышленной архитектуры выпускается ежегодно в стране? Несколько десятков человек – три группы МАрхИ – это все, что может высшая школа предложить рынку, да и из них лишь единицы идут работать по профилю. Это значит, что преемственность поколений в сфере промышленной архитектуры критически нарушена, и восполнить это вряд ли возможно в ближайшие как минимум лет пятнадцать. Тем не менее, сегодня необходимо на основе сформированного в МАрхИ Государственного образовательного стандарта в области промышленной архитектуры активно поддержать данное направление архитектурной практики, обновить курсовые программы образования, привести их в соответствие с международным уровнем знаний, предоставляемых студентам в области современных конструкций, материалов, особенностей новых технологий производств и др.
Рассматривая экономику в целом, нельзя недооценивать роль малого и среднего бизнеса в производстве товаров, востребованных населением, как правило, успешно осваивающего старые промышленные объекты и являющегося основным потребителем проектов приспособления помещений под новые производственные технологии. Однако не стоит забывать и о системообразующих отраслевых производствах, масштаб и значение которых для государства и общества трудно переоценить.
Несмотря на политику децентрализации промышленности, все равно многие предприятия по роду своей деятельности оказываются привязанными к источникам сырья, которые, как правило, находятся в не самых доступных местах. Это вызывает необходимость организации производств с нуля с сопутствующим селитебным кластером. В этой связи грамотное участие специалистов в области промышленной архитектуры и территориального планирования может помочь организаторам производства избежать ошибок, которые могут привести к нарушениям в сфере экологии, социальным взрывам и прочим спутникам плохо продуманных урбанистических проектов.

Винодельческое предприятие в Краснодарском крае
Работу выполнила: А.Гинева
Руководители: доцент С.В.Кулиш
доцент В.В.Липатов
доцент О.В.Попов

Всему этому учили и продолжают учить на ПРОМе МАрхИ по программе специализации, которая позволяет успешно дополнить спектр полученного базового образования за первые четыре года обучения комплексом знаний, имеющих непосредственное отношение к созданию проектов промышленных предприятий различных отраслей и масштаба. Умение грамотно поместить технологию производства в продуманную архитектурную оболочку с использованием крупнопролетных конструкций, с цеховыми производственными пространствами значительной высоты, с оптимизацией логистических связей внутри территории предприятия – все это отличает выпускника кафедры ПРОМ МАрхИ от любого другого выпускника архитектурных школ страны. Уникальность этой программы обладает самостоятельной ценностью. И все же архитекторов-промышленников, имеющих комплексное архитектурное мышление, увы, явно недостаточно, что приводит к поверхностному подходу к проектированию объектов по остаточному принципу и, как результат, к формированию в глазах общества образа промышленного предприятия как грязного, шумного, эстетически неприглядного сооружения, присутствие которого в его среде обитания является нежелательным. Это происходит на уровне подсознания.
Задача современной промышленной архитектуры в немалой степени состоит в том, чтобы изменить отношение общества к прому. Для большинства пользователей достаточно сменить картинку перед глазами, разместив в их поле зрения архитектурно привлекательный промышленный объект. Неважно, в каком стиле он будет построен: хай-теке, минимализме, ретроспективизме или деконструктивизме.
Производственная среда является необходимой частью среды обитания. Чем выше качество производственной среды, тем менее негативно она воспринимается социумом. Работа на современном предприятии может стать дополнительным фактором в развитии личности, повышении самооценки человека, возможности его самореализации, а образ предприятия играет не последнюю роль в возрождении у человека чувства утраченной гордости за сопричастность к большому делу, значимому для судеб страны.
Собственно комплекс таких задач и решают студенты кафедры промсооружений МАрхИ при работе над дипломными проектами. Среди дипломных тем представлен весь спектр промышленной тематики. Проекты ежегодно получают премии на всероссийских и международных смотрах. Высокая оценка этих работ позволяет надеяться, что опыт и знания профессорско-преподавательского состава по-прежнему востребованы профессиональным сообществом и могут быть с успехом применены в подготовке специалистов в области промышленной архитектуры. Более того, выпускники кафедры ПРОМ становятся уникальным «продуктом», не имеющим аналога на рынке профессиональных услуг в области архитектуры, вряд ли их ждет судьба упомянутых выше специалистов в области юриспруденции.
Разумеется, это не снимает вопроса о качестве подготовки выпускников ПРОМ МАрхИ как будущих профессионалов, обученных применению широкого арсенала средств формирования комфортной среды обитания, включающей места приложения труда, проживания и социальной коммуникации. Город не может существовать без ПРОМа, как не может жить без жилых кварталов и общественных центров. Изъятие одного из этих компонентов ведет к неминуемой деградации среды.
Неопровержимость этой истины была неоднократно доказана жизнью во множестве стран в различные периоды их развития, в первую очередь в государствах имперского типа. Данную модель в меньшем масштабе воспроизводит любой крупный город.
Это значит, что архитектор, в особенности архитектор-промышленник – это не просто проектировщик, знающий, как и где разместить ту или иную функцию, он несет на себе груз солидарной ответственности за психоэмоциональное состояние общества, воспринимающего его произведение как фактор раздражения либо как источник положительных эмоций. Это специалист, призванный участвовать в создании стрессоустойчивой, разумно организованной среды обитания, не просто оказывающий услугу в области проектирования, а играющий одну из ключевых ролей в жизни социума, влияя посредством искусства архитектуры на его мировосприятие и устойчивое развитие.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о