Архитектура

КРИМИНАЛЬНЫЙ ПОДЛОГ НА ПАТРИАРШИХ

Изначально, как только было заявлено, что в Павильоне на Патриарших прудах будет элитный ресторан, любому специалисту было очевидно, что существующее здание по своим физическим габаритам не приспособлено к размещению в нем объекта общественного питания не только большой, но и средней вместимости, и что любая попытка втиснуть в него эту функцию приведет к радикальному изменению не только его планировки, но и внешнего облика.

На фото: Павильон на Патриарших прудах.
Автор снимка: А. В. Ермолаев / pastvu.com/p/184827


Тем не менее и хозяева Павильона, за которыми стоит фигура одного из известных азербайджанских олигархов, и покрывающие их чиновники Правительства Москвы весь 2020-й год вешали всем на уши лапшу о том, что в Павильоне идет всего лишь капитальный ремонт, от чего его внешний облик никак не изменится.

Все вопросы о том, что, если это капремонт, то почему хозяева Павильона так тщательно прячут все происходящее, почему здание обнесено строительными лесами и закрыто от обзора (в том числе и сверху) глухим баннером, полностью игнорировались.

Все документально подтвержденные указания, что в Павильоне демонтированы перекрытия, т.е. затронуты несущие конструкции, а значит производится не капремонт, а полноценная реконструкция, и что даже капремонт, а уж тем более реконструкцию недопустимо вести без согласованной проектной документации, полностью игнорировались.

Теперь, когда с Павильона снят скрывающий его баннер, стало очевидно, что все имевшие место опасения полностью подтвердились. В Павильоне проведена незаконная радикальная реконструкция. При этом прекрасное здание варварски изуродовано!

Если ранее главной художественной особенностью Павильона было гармоничное сочетание в его архитектуре камерности и монументальности (см. прим.), то теперь это качество утрачено.

Все ранее существовавшие перекрытия демонтированы и возведены новые на новых, более высоких отметках. Ранее уровень пола первого этажа и, соответственно, уровень входа совпадал, как и положено, с верхней отметкой цоколя. Теперь он поднят над ней на 90 см! (это четко видно по числу ступеней нового крыльца), а кровельное перекрытие поднято более, чем на 1 метр. И если ранее парапет, окружавший плоскую кровлю Павильона, имел высоту 1.6 м и скрывал за собой расположенные на кровле технические конструкции системы вентиляции, то теперь он не превышает 30 см, и весь допотопный квази-хай-тек неслабого инженерного жизнеобеспечения ресторана торчит над зданием подобно нефтеперегонному заводу. Это все равно, как если посреди моцартовского адажио врубить тяжелый рок. Даже если теперь прикрыть все это безобразие каким-то декоративным экраном или решеткой, все равно эта масса визуально никуда не исчезнет и будет восприниматься как надстроенный над Павильоном третий технический этаж. Фактически, объем здания противозаконно увеличен.

Помимо этого, вопреки обещанному, фасады Павильона претерпели целый ряд серьезных изменений, искажающих его масштабные и стилевые характеристики.

1) Исчезли скульптурные рельефы, ранее украшавшие фасады здания.


Павильон на Патриарших прудах. Постройка 1939 г. Архит. Давид Хазанов.

 

2) На стенах главного «водного» фасада (со стороны пруда) на, фланкирующих его центральную часть ризалитах (прямоугольных выступах) уничтожены небольшие горизонтальные филенки (прямоугольные заглубления) с размещенными в них круглыми окнами-люкарнами, — важнейший мотив, который обеспечивал индивидуальность образа Павильона. Вместо них, почти на всю высоту от цоколя до карниза, зачем-то появились две вертикальные немасштабные ниши, что разрушает спокойную гладь «глухих» стен ризалитов и дробит цельность всего объема.


«Водный» фасад Павильона (со стороны пруда) Реконструкция 80-х годов XX в. Архит. Б. Палуй, Д. Лукаев, М. Хазанов.

 

3) На противоположном «парковом» фасаде (со стороны аллеи) из-за подъема уровня входа уничтожено красивое, многогранное в плане крыльцо, и вместо него появились чудовищные, несоразмерно массивные пандус и лестница, не только уродующие архитектуру Павильона, но и противозаконно съедающие примерно треть ширины аллеи, которая не принадлежит ресторану, а является общегородским пространством. Вход в здание перенесен с его центральной оси на правый ризалит, что просто дико для сооружения ампирной архитектуры. При этом грубый современный дизайн входной двери, совершенно чуждый классической стилистике, превращает фасад в подобие человеческого лица со стеклянным глазом.


«Водный» фасад Павильона после незаконной реконструкции 2020 г.

 


Вид кровли.

 

4) На фасадах здания появились новые, ранее полностью отсутствовавшие оконные и дверные проемы. Двое из них пробиты в ранее глухих филенках на ризалитах «паркового» фасада, что сбивает сбалансированный масштаб и грубо искажает облик Павильона. Третий, очевидно, для системы вентиляции, пробит на боковой грани левого ризалита «водного» фасада и выглядит как клякса или как случайно оставленный монтажный проем. Даже прикрытый решеткой-жалюзи, он режет глаз, разрушая цельность ампирного образа Павильона.


«Парковый» фасад Павильона (со стороны аллеи). Реконструкция 80-х годов XX в.

 

5) Изменены профили, пропорции и геометрия, а также заглубления и выносы фасадных филенок и карнизов здания.


«Парковый» фасад Павильона после незаконной реконструкции 2020 г. Визуализация на данный момент уже осуществленного проекта.

 

6) Необоснованно и бездарно заменены индивидуальные по рисунку, характеру и стилистике витражи, заполнявшие три центральных арочных проема на продольных фасадах здания. Если ранее нижние открывающиеся части витражей и верхние полуциркульные стационарные фрамуги составляли единое художественное целое, то теперь их жесткое визуальное разделение массивным горизонтальным импостом и расстекловка фрамуг исключительно тонкими переплетами разрушили это единство, что привело к утяжелению пропорций всего сооружения и лишило его стройности. Оно стало казаться приземистым, более низким и широким, чем на самом деле.


Информационный щит, выставленный хозяевами Павильона, который обличает их криминальный подлог. Сообщается о капитальном ремонте, тогда как в здании были полностью демонтированы существовавшие перекрытия, а новые возведены на других отметках, что по всем нормативным актам является реконструкцией.

 

7) То же произошло и на торцевых фасадах Павильона с гранеными эркерами (выступами) лестниц. Ранее их прозрачные (остекленные) части преобладали над глухими перемычками, которые прикрывали торцы лестничных площадок. Теперь вследствии изменения отметок этажей перемычки оказались на других уровнях, и в соотношении с остекленными частями они стали почти одинаковыми. Эркеры перестали выглядеть как легкие парковые полуротонды. Они «утяжелились», огрубились и превратились в примитивные капитальные пристройки к торцам здания.


Одна из многочисленных проигнорированных властями акций москвичей в защиту Павильона.

 

Архитектура, в отличие от строительства, потому и является искусством, что в ней даже небольшие нюансы формы могут радикально изменить общее впечатление от объекта. В данном случае такие, казалось бы, частности оказались убийственными для стройного изысканно-классического художественного образа Павильона.

При этом Павильон существует не сам по себе. Это главная доминанта памятника культурного наследия — ансамбля парка «Патриаршие пруды». До сих пор его стилевые характеристики были органично привязаны к общему решению этого уникального объекта — единственного в центре Москвы памятника садово-паркового искусства, сохранившего типические черты 18-19 веков. А пространственно-пропоциональные соотношения массы Павильона и водного зеркала Патриаршего пруда были гармоничны, хотя и находились на пределе. И если ранее это был «Павильон на пруду», что соответствовало сути садово-паркового искусства, то теперь в результате «утяжеления» и наращивания его массы мы получили «лужу при Павильоне». Таким образом, национальное достояние принесено в жертву безграничной жадности рестораторов.

И все это совершено со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями элементарных требований по прохождению и согласованию проектной документации, государственного контроля за строительством и при тотальной и целенаправленной дезинформации общественности. Такого хамского, наглого и циничного надругательства над общегражданскими интересами, такого вопиющего попрания законности в одном из самых своих знаковых мест Москва еще не знала.

Культурное наследие, в отличие от ресторанов, является НАЦИОНАЛЬНЫМ РЕСУРСОМ и основой формирования гражданского общества. Общества не потребителей, а созидателей и Патриотов. И в свете нынешних событий, когда мы имеем дело с явно инспирированной извне попыткой раскручивания майдана в нашей стране, лучшего подарка врагам нашей родины трудно себе представить. Посему совершенное хозяевами Павильона, при явном покровительстве коррумпированных чиновников Московского правительства, варварское деяние на Патриарших прудах следует рассматривать в контексте если уж не государственной измены, то, как минимум, сознательного вредительства государственным интересам нашего Отечества.

Налицо криминальный подлог, за который должны понести уголовную ответственность как алчные хозяева Павильона, так и покрывающие их продажные чиновники Московского правительства. Павильон должен быть конфискован, национализирован и превращен в соответствующий его камерному характеру общедоступный объект городской социальной инфраструктуры. А его нынешние хозяева должны за свой счет возвратить ему тот облик, какой он имел до его незаконной реконструкции 2020 г.

PS В январе 2021 г. на Патриарших прудах инициативной группой был проведен опрос москвичей, о каком утраченном московском объекте они больше всего сожалеют. Единогласно был назван Павильон на Патриарших прудах как утраченное социальное пространство, как потеря проката коньков, раздевалки и, как следствие, потеря любимого катка.


Прим.
Перестраивавшие Павильон в 80-е годы прошлого века архитекторы Борис Палуй, Дмитрий Лукаев и Михаил Хазанов (сын Давида Хазанова — автора первого деревянного здания Павильона 1939 г.) предельно тактично отнеслись к творению своего предшественника. Хотя объем сооружения и был ими увеличен примерно на 40%, все его пропорциональные соотношения были полностью сохранены. А появившиеся на его торцовых фасадах прекрасно прорисованные, граненые выступы лестниц, решенные в виде легких садово-парковых полуротонд, органично вписались в его общую композицию.

Никита Шангин,
Почетный архитектор РФ

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о