Исследование

О новой градостроительной политике как современном эквиваленте ядерного проекта

Вышла фундаментальная работа Председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.В.Крупнова «Пространство для русского миллиарда. Новая градостроительная политика должна стать основой мощного рывка России в будущее». Автор анализирует предпосылки формулируемой цели роста населения к началу XXII века до русского миллиарда, что является императивом выживания России в условиях стремительного роста в мире миллиардных цивилизаций.

По словам автора, в условиях начавшегося соревнования ведущих цивилизаций, когда 150‑миллионной России и всей православной цивилизации, включая соответствующие европейские страны НАТО в 250 млн человек, противостоят европейская (включая США и Канаду) цивилизация в почти 900 млн человек, исламская в миллиард сто миллионов, африканская — в почти 800 млн и латиноамериканская (ибероамериканская) в 600 млн человек, не говоря уже о почти полуторамиллиардных Китае и Индии. При этом у России обеспеченность по пахотной земле в два раза, а по воде — в три раза выше, чем у европейской цивилизации; по земле в 10 раз выше, чем у исламской цивилизации, и по земле и воде в 15 раз выше, чем у Китая. «Если в ближайшие сто лет русские не обеспечат увеличения своей численности до примерно миллиарда человек, то произошедший полвека назад слом их демографического воспроизводства очень скоро, ещё до 2030 года, приведёт к многочисленным „травмам“, несовместимым с жизнью», — уверен Ю.В.Крупнов. Так или иначе, что там окажется на выходе — миллиард, полмиллиарда или треть — целеполагание необходимо.

Конкретно: каждая российская семья, желающая построить или приобрести собственный дом, должна беспрепятственно иметь доступ к финансовым ресурсам в виде долгосрочного кредита в размере от 3 до 5 млн рублей на срок от 10 до 25 лет, полученный под минимальный процент — от 0 до 5%. Причём размер кредита, срок, на который он предоставляется, и процентная ставка должны дифференцироваться в зависимости от региона, а в регионе — в зависимости от районов и поселений. Одновременно для поощрения рождаемости необходимо принять порядок, в соответствии с которым при рождении второго и каждого последующего ребенка размер тела кредита уменьшается на одну треть. Таким образом, при рождении четверых детей кредит списывается полностью.

Автор приводит результаты расчётов: при масштабе усадебного строительства, равном 500 тыс. домов в год, в десятилетнем цикле рождаемость увеличится в среднем на 1 млн человек в год, или в полтора раза к существующему уровню, а коэффициент рождаемости к 2030 г. превысит 2,5 вместо текущего значения 1,63 и продекларированного к 2024 г. 1,7. При этом обеспечение такими ресурсами, как электроэнергия, газ, широкополосный доступ к интернету, должно осуществляться за счёт инвестиционных средств ресурсообеспечивающих организаций, а затраты на воду и водоотведение покрывают сами застройщики — это около 300 тыс. руб. на одну усадьбу при компактной застройке.

Консолидированный бюджет усадьбизации страны составит примерно 4 трлн руб. в год, а ввод индивидуального жилья при этом, включая и частные источники финансирования, приблизится к 100 млн м2.

Автор убежден, что критически необходима организация федерального приоритетного проекта «Опережающее развитие индивидуального малоэтажного строительства» с выделением трёх—пяти пилотных регионов, воспроизводящих опыт Белгородской области. В рамках проекта целесообразно поставить вопросы о предоставлении каждой молодой семье собственной родовой усадьбы размером не менее 30 соток и оборудованной всей необходимой инфраструктурой, о переходе в стране к новой модели расселения и жилища «дом + квартира».

Ю.В.Крупнов указывает, что сегодня имеются необходимые документы стратегического планирования — от национальных проектов и программы развития сельских территорий до Стратегия пространственного развития, однако они не увязаны в единую систему.

Говоря о необходимости управляемого расширения и экспансии, он констатирует, что за 30 лет утрачены более 30 тысяч деревень и двух сотен посёлков городского типа и городов, нездорово вспухают областные центры, в элитах культивируется идеология управляемого сжатия. «Начать экономить на пространстве — вот что сегодня требуют прозападные элиты и обслуживающие их „учёные“, — комментирует Ю.В.Крупнов. — Вместо конкретных представлений о размещении на российской территории производительных сил и создания интегративной инфраструктуры (транспорт, энергетика, телекоммуникации, ирригационные системы), которые бы укрепляли „тело“ страны и к которым и должна быть привязана схема расселения, через „агломерации“ вводится разрушительный концепт самовыживания. Русские исторически двигались и продолжают двигаться в стратегии управляемого расширения и экспансии, а не упорно навязываемого нам сжатия и скукоживания. Однако отсутствие стратегического планирования со стороны государства приводит к сдаче нашего пространства».

Чтобы преодолеть известный феномен мнимого отсутствия земли под размещение малоэтажной застройки, необходимо восстановить в стране вертикаль управления всеми земельными ресурсами.

Среди основных предпосылок создания русского миллиарда Ю.В.Крупнов называет строительство новой столицы России за Уралом, возрождение Нечерноземья и возрождение и развитие речной системы России. Автор сетует, что в целях затушёвывания главной национальной проблемы тотального омосквичивания страны населению и президенту предлагаются схоластические упражнения и игры на тему полярного роста в 20 «агломерациях». Он воспроизводит свою идею, выдвинутую еще в начале 2010-х гг. , а именно — размосквичивания страны, для чего требуется перенести политический центр страны примерно в район Омска или Новосибирска.

Среди странообразующих макрорегионов России Нечерноземье — единственный, который до сих пор не имеет собственной стратегии развития, в отличие от Дальнего Востока, Крыма и Северного Кавказа. Нечернозёмная экономическая зона включает 32 субъекта Федерации, здесь проживает более 60 млн человек. Как полагает Ю.В.Крупнов, необходимо сделать Нечерноземье и Дальний Восток России двумя лидерами по росту населения и культу большой русской семьи. Центральным механизмом реализации данных задач является отработка модели развития нечернозёмных территорий через создание типовых инфраструктурно-агроиндустриальных плацдармов на уровне муниципальных районов в формате «умного» цифрового муниципального района. «Экспертный анализ показывает, что для принципиального решения проблемы регионов Нечерноземной экономической зоны ядром типового цифрового „умного“ района необходимо сделать два—четыре модуль-хозяйства и затем организовать федеральную сеть из порядка 400 высокорентабельных модуль-хозяйств, что даст реновацию или возврат в оборот минимум 1 млн га пахотных земель. Каждое модуль-хозяйство средней площадью посевов в 2500 га и с полномасштабной машинно-тракторной станцией (МТС) окупается за четыре года и требует инвестиций в объёме 600 млн руб., включая строительство минимальной жилой инфраструктуры для привлекаемых молодых специалистов».

Говоря о русских реках как руслах народосбережения, Ю.В.Крупнов вынужден констатировать, что в стране отсутствует управление речными водами через воздействие на расходно-уровенный режим рек через водохранилища и их системы. Водохозяйственная гидротехническая деятельность государства подменяется «прогнозированием», «заблаговременным оповещением» населения и далее неизбежной «ликвидацией последствий». В мире, за исключением некоторых стран Африки и РФ, свободных, то есть не подпёртых плотинами, рек практически нет, так как от наводнений лучше всего защищают именно водохранилища, а не обвалование подверженных наводнениям территорий дамбами. Восстановление судоходности русских рек как основного вида путей сообщения и базы расселения вдоль рек и связанный с этим подъём гидротехнического строительства как национальной инфраструктурной программы, в том числе, в комплексе с автодорожным строительством за счёт использования местных материалов могут дать масштабный прямой и мультипликативный эффект, — считает автор.

Также он приводит ряд других предпосылок создания русского миллиарда, в частности, политэкономию семьи как планетарную жизнестратегию и местное самоуправление как основу русской соборности.

Подытоживая, автор акцентирует необходимость перехода от экономики московско-централистской к экономике муниципальной на принципах проектной экономики развития и градостроительного проекта «Тысяча новых городов для России» в логике малоэтажной ландшафтно-усадебной урбанизации. Новая градостроительная политика должна стать абсолютным приоритетом государства и общества, ядром заявленной президентом России повестки развития и основой нового рывка России в будущее. Новые города развития по всей территории страны, обеспечивающие передовые способы жизни, — вот новый метод создания общественного богатства и изобилия в современном мире. «Как семьдесят лет назад атомный и космический проекты стали основой нашей мировой державности, так и сегодня в основу национального развития следует положить размосквичивающий градостроительный проект, порождающий тысячу новых городов для России, — проект, позволяющий развивать страну на собственных основаниях и не превращать в полигон и объект эксплуатации чужих держав. Мы были первыми в космосе и ядерной энергетике, также и сегодня мы должны стать первыми в городском развитии и освоении территорий», — заключает Ю.В.Крупнов.

На фото: Ю.В.Крупнов.
Источник: media.kpfu.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о