Общество

О транспортном строительстве как геостратегическом индикаторе

В интервью Н.Луковниковой с С.Переслегиным «Махачкала. Попытка оторвать Кавказ от России» проводятся параллели между недавними эксцессами в Дагестане и событиями, предшествовавшими распаду Советского Союза. С.Переслегин вспоминает проведенное в конце 1980-х гг. их группой исследование, выявившее деградацию транспортной связности территории страны, замыкание транспортных перевозок локальными общностями, распад единой транспортно-логистической сети, что стало предвестием геополитической катастрофы начала 1990-х гг.

Также он указывает на то, что во времена Союза транспортная структура стагнировала, тогда как сейчас активно развивается. Имеется в виду как железнодорожное и автомобильное сообщение, так и воздушные и водные пути. «Транспортных оснований для распада РФ я не вижу совсем», — заявляет С.Переслегин.

Если говорить о динамике автодорожного строительства, то это суждение известного футуролога входит в явное противоречие со статистическими данными. В 1990 г. в РСФСР было построено 11 тысяч км автодорог, до 2000 г. планировалось эту цифру довести до 25 тысяч км, однако вышло совсем иначе — в 2022 г. построено и реконструировано всего 1,2 тысяч автодорог, еще 30 тысяч км приведено в нормативное состояние. Это преподносится как большое завоевание развитого капитализма, и на то есть основания — в середине 2010-х гг. эта цифра не превышала 600 (шестисот) км в год.

Статистические сверки по динамике других видов транспорта предлагаем провести самостоятельно.

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС