Стратегирование

О триумвирате ВЭС — ВСНТО — Совет по архитектуре и градостроительству при Президенте РФ

В недавней статье мы обосновали насущную необходимость создания Комитета по архитектуре и градостроительству при Президенте РФ. В его задачи должны входить развитие и совершенствование законодательства в области архитектуры и градостроительства: от принятия Закона об архитектурной деятельности до переработки СПР РФ и легитимизации СТП в области расселения и градостроительных зон развития, инвентаризация имеющихся концепций расселения страны и выбор приоритетных, согласующихся между собой по срокам исполнения и ресурсообеспеченности, а также со стратегией размещения и развития производительных сил, и др. (archvestnik.ru/2022/03/11/na-poroge-novoy-istoricheskoy-epokhi).

В настоящем тексте попытаемся определить место Комитета по архитектуре и градостроительству в организационно-управленческой структуре современной РФ. Опираясь на разработки писателя-футуролога М.Калашникова, концентрированно представленные в его апрельской статье «Жестокая схватка» (discred.ru/2022/04/14/maksim-kalashnikov-zhestokaya-shvatka).

Прежде всего, автор подчеркивает, что наша страна вступила в схватку не на жизнь, а на смерть не с Украиной, а с коллективным Западом при лидерстве англосаксов. И это всерьез и надолго. «Потому РФ потребуются новые органы ведения экономической обороны/наступления, равно как и научно-технического развития. Всё это нужно нам и на случай, если яростные санкции против РФ весь мир сбросят в ад глобального спада».

Он сопоставляет замысел врага с рейгановским планом 1981 г. «На сей раз: добиться увязания РФ на Украине, втянуть нас в тяжёлую войну за города (с их разрушением), превратив бывшую УССР в зону гуманитарной катастрофы и голода. Сделать Малороссию и Новороссию «топками» для сжигания экономических ресурсов России. А одновременно — ударами санкций вызвать хаос, обрушить нашу экономику, а следом за ней — и политическую систему Российской Федерации, разрушить её государственный и силовой аппарат. Повторить то, что удалось сделать в Российской империи на завершающем этапе Первой мировой войны и в СССР конца 1980-х годов».

М.Калашников доказывает, что у РФ есть всего два варианта: победа, что предполагает радикальную смену экономического курса, проведение форсированной — или экстремальной — индустриализации, решительное подавление коррупции, избавление от профнепригодных чиновников и пр. — либо сваливание на траекторию событий 1914–1917 или 1904–1905 гг.

В этой связи безальтернативно введение особого порядка управления страной и её экономикой — с опорой на опыт военного времени, не только советский.

Имеющаяся институциональная структура управления экономикой определенно недостаточна. Правительство и ЦБ РФ, во-первых, заражены вирусом либерал-монетаристской идеологии, а во-вторых, погружены в неотложные дела, в повседневную рутину — «им чаще всего не до стратегического курса». Соответственно необходим стратегический орган, обеспечивающий политику формирования будущего, прорыва, если использовать определение Президента РФ.

Автор приводит целый ряд примеров работы параллельных правительств: обычного, отвечающего за оперативно-неотложное управление, и чрезвычайного, ответственного за управление стратегическим развитием — как из истории, так и современных. Если говорить о втором — «опричном» — управленческом контуре, то это и National Recovery Administration (NRA — Национальная администрация восстановления) во главе с генералом Х.Джонсоном в эпоху Нового курса Ф.Д.Рузвельта, и в известном смысле созданный в 1941 г. Государственный Комитет обороны, а позднее — Спецкомитет при Совете Министров СССР под руководством Л.Берии, и подчиняющееся президенту Национальное агентство проектного управления (НАПУ) в нынешнем Узбекистане.

В условиях современной РФ, как полагает автор, это мог бы быть тандем оргструктур. Первая — это Высший экономический совет (ВЭС), вариант — Высший совет экономической обороны, с участием общественных объединений и ассоциаций отраслевых промышленников и аграриев — не сырьевиков, а именно представителей реальной экономики: машиностроения, приборостроения, химии, фармацевтики, электроники, агропрома. Он должен работать в связке с Высшим советом научно-технической обороны (ВСНТО), нацеленным на экономию ресурсов, рабочей силы, открытие новых индустрий, сведение к минимуму импортной зависимости, а в долгосрочной перспективе — возрождение фундаментальной и прикладной науки в стране. То есть речь идет о создании своего рода двух Палат, по М.Калашникову, если уместно сравнение с законодательной ветвью власти.

Как известно, экономическое и пространственное развитие — это две половинки одного целого, что зафиксировано, в частности, в ФЗ-172 от 2014 г. Причем в данном случае справедлива дилемма курицы и яйца, или экономического и географического начал. Стоящие перед страной задачи смены социально-экономического курса и вектора развития с Запада на Восток, размещения и развития новых производительных сил, индустриализации 2.0, а значит — изменение структуры расселения РФ, уход от самоубийственной, выгодной девелопменту и строительному комплексу политики гиперконцентрации населения страны в отдельных локусах и опустынивания гигантских территорий РФ, что не может не повлечь за собой целый ряд следствий — от трансформации транспортной инфраструктуры до разворачивания жилищной политики от МКД в направлении архипелажной застройки, предполагают создание и инкорпорирование в тандем ВЭС И ВСНТО Комитета по архитектуре и градостроительству. В него должны войти ведущие планировщики и архитекторы, строители и девелоперы, инженеры-транспортники и конструкторы, экономисты, демографы, экономгеографы, социологи и пр.

Иначе говоря, вслед за ВЭС и ВСНТО Комитет, или, в данном контексте, Совет по архитектуре и градостроительству, представляет собой, по сути, чрезвычайную — опричную — структуру и образует уже организационно-управленческий триумвират. Очевидно, он должен подчиняться непосредственно Президенту РФ, образуя параллельную — а не исключено, что и, в обозримом будущем, альтернативную Правительству РФ — институцию.

Эволюционная динамика нашей страны характеризуется чередованием исторических эпох, характеризующихся стагнацией и депрессией и сменяющими их революционными, прорывными подвижками. Периодически, сегодня — по факту — раз в несколько десятилетий, закосневшая модель управления, доводящая страну до последней черты, сменяется, в режиме «педали в пол», лавинообразными трансформациями. Тем самым происходит ликвидация накопившихся исторических завалов и отложений, самоочищение от социально-исторических шлаков и мусора, в том числе человеческой накипи. Решающую роль в этом процессе играют вновь — ад-хок созданные — институции.

Сегодня весь мир — и наша страна — стоят перед тектоническим цивилизационным макросдвигом. Не факт, что человечество сумеет преодолеть этот фазовый переход — есть варианты принудительного сброса системы в новые Темные века. И есть уважаемые специалисты, например, А.Несмиян или С.Переслегин, полагающие этот сценарий весьма вероятным. В этой апокалиптической перспективе важно, чтобы новые организационные структуры создавались сверху, а не рождались снизу, в результате катастрофического обрушения зарапортовавшейся, недееспособной системы управления…

На фото: М.Калашников
Автор: Андрей Копалов / nsk.kp.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о